Фото: Алексей Паевский.
В своей книге «Сможет ли Россия конкурировать» историк науки Лорен Грэхэм перечисляет научные открытия и изобретения, которые появились в России раньше, чем в других странах или одновременно с ними, но стали известны усилиями западных инноваторов. В список вошли лампочка, радио, транзисторы, самолеты, лазеры и многое другое. Причина, по мнению Грэхэма, в отсутствии у российских изобретателей предпринимательской жилки. На наш взгляд, дело еще и в том, что российские ученые не привыкли сообщать о своих открытиях. Врожденная скромность мешает мировому признанию. Здесь на сцену выходят представители новой для России профессии – научные коммуникаторы, эксперты в представлении результатов исследований широкой публике.
Нести открытия в массы должны высококвалифицированные специалисты, разбирающиеся в науке и одновременно понимающие механику работы СМИ. До сих пор в России научных коммуникаторов можно было пересчитать по пальцем: в 2014 году, по данным исследования «Коммуникационной лаборатории» РВК, на 1000 ученых приходилось 0,4 научных коммуникатора. Ситуация постепенно исправляется: в университетах открываются образовательные программы, НИИ и вузы открывают свои пресс-службы, а немногочисленная пока группа экспертов регулярно встречается на мероприятиях, вовлекая в орбиту отрасли новых специалистов.
Если вы чувствуете, что научная тематика задевает вас за живое, и вы готовы посвятить себя «несению света в массы», эти несколько советов от «Коммуникационной лаборатории» РВК помогут вам на первых шагах в освоении профессии научного коммуникатора:
Читайте научную литературу. Не уставайте учиться и разбираться в сложных и непонятных на первый взгляд научных теориях. А лучше всего после этого пытайтесь объяснить прочитанное своей бабушке или, например, соседу по лестничной клетке. Научному коммуникатору нужно всегда понимать то, о чем он рассказывает, насколько бы сильно он не упрощал информацию на выходе. Широкая научная эрудиция необходима как для общения с экспертами (чтобы они воспринимали вас серьезно), так и для превращения наукоемкого материала в форматы для разных аудиторий (чтобы в творческом процессе не потерять суть и не исказить факты – научное сообщество очень трепетно к этому относится). Мы не говорим о том, что для входа в профессию нужно получать докторские степени и задумываться о втором и третьем высшем образовании, но умение применять основные термины и ориентироваться в основополагающих научных теориях и концепциях спасет вас от множества неловких ситуаций.
Как и в классическом PR, целевая аудитория определяет тематики коммуникаций и используемые инструменты. Одно дело общаться с научными журналистами и совсем другое – рассказывать о науке школьникам. Обычно в качестве ключевых целевых групп в сфере научных коммуникаций выделяют государство, бизнес, медиа, молодежь и студентов, а также научные сообщества. Выбирая способ донесения вашего сообщения, важно учитывать уровень подготовки аудитории и соответствовать ее ожиданиям. Странно будет отправлять профессиональному научному журналисту релиз без ссылок на конкретные научные работы, публикации и биографии экспертов, а к бизнесу выходить с презентацией без описания практического применения вашего открытия или без представления о сроках внедрения его в производство. Напротив, науч-поп форматы не предполагают большого углубления в предмет и скорее привлекают необычностью и простотой описаний. К примеру, красноярский биофизик и популяризатор науки Егор Задереев уже несколько лет проводит показы «Кино с доцентом», демонстрируя научно-популярные фильмы и обсуждая их с экспертами. Такой подход не требует особой подготовки от участников и рассчитан на самую широкую аудиторию. «Кино с доцентом» смотрят и домохозяйки, и студенты, хотя такой неформальный подход к дискуссиям мог бы, вероятно, отпугнуть чиновников и крупный бизнес.
Хотите сделать научный контент интересным и понятным – не бойтесь упрощать (разумеется, без ущерба содержанию). Упрощение — задача творческая, все, что угодно, можно объяснить на пальцах, палочках и бытовых аналогиях. Истинный гуру научного пиара может грамотно преподнести аудитории сложную научную статью, не потеряв интерес читателей. При этом, не нужно бояться новых форматов или новых аудиторий: научный контент интересен не только аудиториям научных и науч-поп СМИ, но и общественно-политическим, деловым и развлекательным медиа. Мастерство научного коммуникатора заключается в том, чтобы найти ту грань научной темы, которая волнует читателя, и сделать нативный контент, максимально приближенный к форме, к которой привыкла аудитория. Важно не забывать и про юмор в таком серьезном деле. Научный коммуникатор из Новосибирска Александр Дубынин возвел этот принцип в абсолют, выбрав слоганом своего просветительского проекта «Эврика» фразу «О науке без звериной серьезности».
Тема должна быть актуальной. В истории науки приоритет открытий порой определялся разницей в публикации в несколько дней. Сегодня ничего не изменилось: сообщив о своей работе первыми, вы получаете максимальное внимание аудитории. Скажем, новость об исследовании нужно публиковать ровно в тот день, когда научная статья появилась в открытом доступе. Следовательно, вы должны узнать о статье еще до ее публикации. Тесное сотрудничество с учеными и знание о том, чем каждый из них занимается в настоящий момент, поможет решить эту задачу. Для эффективного донесения релизов научных учреждений до журналистов последние 2 года работает агрегатор научных новостей «Открытая наука»: на нем несколькими кликами можно добавить свою новость в ленту, и ее сразу увидит большинство редакций научных СМИ России. Но главное здесь не перегнуть палку в погоне за оперативностью: один американский физик регулярно публикует в твиттере сенсационные слухи об открытиях, сделанных в ЦЕРНе, которые до сих пор официально не подтверждены.
При публикации в социальных сетях краткость и ясность изложения повышают шансы на то, что материал будет дочитан до конца и вызовет желание поделиться с друзьями. Аудитория социальных сетей — это, в общем случае, не специалисты в науке, а скорее казуальные потребители научных новостей. У них нет времени разбираться в сути проблемы и изучать первоисточники. Хорошим примером для подражания может быть прошлогоднее сообщение про звенигородский «птичий архив» от научно-популярного альманаха metkere.com. Новость не требовала для понимания никакой специальной подготовки, описывала всем известных городских птиц и содержала удивительный факт — старые документы в течение десятилетий и даже веков сохранялись в птичьих гнездах. Результат такого апеллирования к широкой аудитории — более 35 тысяч «лайков» в Facebook.