Фото: Василиса Петрова.
В прошлом году мы посвятили несколько дней общению с руководителями Новосибирского государственного университета, в результате чего узнали о состоянии науки в стране и будущем образования. В частности, с ректором НГУ Михаилом Федоруком мы обсудили, что изменилось в университете за 30 лет и как он планирует конкурировать на мировом рынке образования.
По словам Михаила Федорука, в последнее время в НГУ идет развитие инфраструктуры: построили два общежития, а к сентябрю 2015 года будет открыт новый главный корпус университета. «Происходят определенные изменения, и эти изменения не могут не радовать, – говорит Михаил Федорук. – Понятно, что, естественно, все остальное, стареет. При нас, когда мы учились в конце 1970‑х и начале 1980‑х, все было посвежее. И это тоже беспокоит руководство университета».
В последние годы университет получил несколько мегагрантов, которые позволили привлечь в университет выдающихся ученых. «Мы ведем исследования, опираясь на востребованные в Сибирском отделении РАН направления, – объясняет Федорук. – Хотя, например, в публикациях про открытие Денисовского человека не указана аффилиация НГУ, тем не менее, наши профессора приняли в этом активное участие – в первую очередь, Анатолий Пантелеевич Деревянко, заведующий кафедрой всеобщей истории, он был ректором университета в начале 1980‑х. А вот в открытии бозона Хиггса наш университет стоит в аффилиации».
Средний конкурс в НГУ в 2013 году был 12–13 абитуриентов на место на все факультеты, хотя Михаил Федорук советует не преувеличивать значение таких показателей: выпускники школ одновременно подают заявления в несколько вузов, поэтому реальные цифры конкурса ниже. При этом НГУ в рейтинге Высшей школы экономики входит в тройку классических университетов России по среднему баллу ЕГЭ, что говорит о хорошем уровне поступающих.
Впрочем, после внедрения ЕГЭ у университета появилась проблема: выпускники физмат школы, получив высокие баллы в тестах, поступают в престижные московские вузы. Университет сможет конкурировать за талантливых абитуриентов, если в Новосибирске вырастет уровень жизни, подрастут зарплаты преподавателей, люди начнут понимать, что необязательно ехать в Москву, чтобы жить комфортно, уверен ректор НГУ. Сам он в Москве задерживаться не любит: на мероприятия и важные встречи летит утренним рейсом и возвращается вечерним.
«Если заниматься наукой, то лучше места, чем новосибирский Академгородок, не только в России, но и в мире, пожалуй, нет, – уверен Михаил Федорук. – Основное преимущество – междисциплинарность и исследования, которые здесь проводятся. Университет находится в самом центре Академгородка, до любого института максимум 15 минут ходьбы». Тесная связь университета с академией позволила, по мнению Федорука, сохранить сибирскую науку в 1990‑х годах. «Я читал, что после крушения Советского Союза за рубеж уехало около 1,7 миллиона ученых, – объясняет Михаил Федорук. – В момент массового отъезда университет фактически спас Сибирское отделение РАН. Этот отток ученых компенсировался тем, что в самом центре сибирского научного центра находился университет, который непрерывно готовил для него кадры». По оценке Федорука, 70% сотрудников новосибирского научного центра, в том числе, председатель отделения и директора многих институтов – это выпускники Новосибирского госуниверситета. То есть, университет фактически определяет образ Сибирского отделения РАН.
«Сейчас, когда стоит вопрос о вхождении НГУ в Топ-100 мировых рейтингов, о повышении конкурентоспособности – это мы можем сделать, только объединив материальные, интеллектуальные и информационные ресурсы с СО РАН, – говорит Федорук. Научить исследователя может только тот, кто сам занимается исследованиями, другого пути нет. Эта практика оправдала себя, и, если вы посмотрите наших выдающихся выпускников в заграничных центрах, то не понятно, кого больше – выпускников НГУ или МГУ».
Одним из способов повышение конкурентоспособности НГУ ректор видит в разработке магистерских и аспирантских программ на английском языке. «Если мы хотим выйти на глобальный рынок образовательных услуг, нам надо проводить англификацию образования и привлекать сюда иностранных студентов, – уверен Михаил Федорук. – Англификация образования нам необходима, и она предусмотрена в программе нашего стратегического развития».
В технологиях образования надо не отставать от современного уровня, хотя по этому поводу существуют разные мнения, объясняет Михаил Федорук. «Скажем, декан физфака категорически против того, чтобы лекции читались в виде презентаций, – приводит пример ректор. – Вообще в естественных науках и математике очень важно быть у доски, чтобы было видно, как эти формулы получаются, как человек думает».
Спасибо Насте Парфеновой, Елене Костяшкиной и Илье Стахееву за помощь в подготовке материала!