Астроном Сергей Масликов поделился драмой космического масштаба. Международный астрономический союз организовал конкурс: раздал каждой стране по звезде и планете и предложил выбрать для них названия. Все желающие предлагают теперь варианты, в конце года подведут итоги. Проблема в том, что России досталась оскорбительно тухлая звезда — в 250 раз слабее той, что выделили для Германии. То есть, русских людей опять обижают, на этот раз, чиновники от астрономии.
Международный астрономический союз присваивает имена звездам, кометам, планетам, малым телам и другим астрономическим объектам. Кроме него никто не имеет права этого делать, но в честь своего столетнего юбилея МАС решил поделиться полномочиями. Каждая страна получила по одной звезде в комплекте с экзопланетой, и теперь до конца 2019 года национальные координаторы проводят конкурс в своих странах. Любой человек может предложить имя для звезды и для ее планеты.
России получила скромную звезду HAT-P‑3 — это оранжевый карлик, расположенный в 450 световых годах от нас в созвездии Большая Медведица, у ручки ковша. Планета у звезды HAT-P‑3 открыта в 2007 году с помощью невыдающегося объектива Canon диаметром 11 см с матрицей 2000×2000 пикселей.
«Наша» звезда слишком слабая, она имеет звездную величину 11,6. Что это значит? Шкала звездных величин логарифмическая. Шаг в одну звездную величину означает уменьшение блеска в 2,5 раза. Так что звезда 12‑й величины слабее звезды 6‑й величины не в два раза, а в целых 250 раз!
На юбилейном сайте МАС можно найти список всех звезд, доставшихся разным странам. Одна из самых ярких звезд ожидаемо досталась Германии (там расположен Международный астрономический союз) — 6,4 звездной величины. Не обидели и Францию (7,1), Японию (6,6), США (8,2), Канаду (7,9), Австралию (6,7), Южную Корею (6,4) и даже Гондурас (8,0) с Тунисом (6,4). Эти звезды можно увидеть в небольшой бинокль. Слабенькие звезды достались не только россиянам. Похожими светилами 12‑й величины «одарили» Монголию, Таиланд, Чехию, Грецию, Данию, Сербию, Словакию, Ирландию.
Впрочем, мы тут сами виноваты: российское правительство давно не выделяет деньги на строительство новых мощных телескопов, так что жаловаться на то, что мировое профессиональное сообщество нас не замечает, не приходится.