Если вы хотите доступно объяснить научную теорию, начинайте с простого факта. Литературный критик и редактор Уильям Зинссер (William Zinsser) в своей книге On Writing Well сформулировал несколько советов для научных журналистов и коммуникаторов, которые стремятся хорошо (то есть, понятно) писать о науке.
«Для того, чтобы писать, не нужно пользоваться каким-то специальным языком, – объясняет Зинссер. – Писать – значит думать на бумаге. Любой, кто ясно мыслит, может понятно писать о чем угодно. Наука, по сути, это просто еще одна документальная тема. Ученые, которые пишут о своей работе, по сути, просто передают знания еще одним способом. Научные и технические сюжеты и термины могут быть доступными обычным людям. Дело всего лишь в том, чтобы расположить одно предложение за другим. Впрочем, эта последовательность – одно предложение за другим – чертовски важна. Нигде больше вам не придется работать так упорно над предложениями, образующими линейную последовательность. Тут не место для причудливых прыжков и подразумеваемых истин. Вся власть принадлежит фактам и дедукции».
Уильям Зинссер предлагает задание, которое помогает понять важность последовательного сторителлинга: нужно объяснить, как что-то работает. «Как швейная машинка делает то, что она делает, или как работает помпа, или почему яблоко падает, или как глаз говорит мозгу, что он видит», описывает возможные примеры Зинссер. По его мнению, выполнение такого задания закладывает основу для хороших научных текстов.
«Объяснять, как работает процесс, важно по двум причинам, – продолжает редактор. – Это заставляет убедиться, что вы действительно понимаете, что и как происходит. Затем вы вынуждены провести читателя по тому же пути размышлений, который привел вас к пониманию процесса».
Задача автора научного текста – шаг за шагом провести читателя от полного непонимания темы до ее понимания на таком уровне, чтобы возникло очарование ее значением.
Для иллюстрации своего подхода Зинссер использует метафору перевернутой пирамиды: начинать нужно с одного факта, который читатель должен понять, прежде чем узнает что-то еще; второе предложение раскрывает подробнее первое утверждение; третье предложение раскрывает второе; такая структура позволяет в конце концов перейти от фактов в описанию значимости и выводам – как новое открытие меняет то, что мы знаем, какие новые направления исследований оно может открыть, где могут применяться результаты. Суть в том, что читатели смогут понять глубокий смысл только если начнут с одного конкретного факта.