Молодая аудитория, знакомая с интернет-платежами, более склонна участвовать в краудфандинге научных проектов, а сам сбор средств на краудфандинговых площадках позволяет привлечь внимание СМИ и крупных спонсоров, считают эксперты конференции «Где найти деньги на научные проекты в кризис», которая прошла в рамках образовательно-практического проекта «Коммуникационная лаборатория РВК» во ФРИИ Сити Холл.
Большую часть финансирования науки в России обеспечивает государственный бюджет, а доля инвестиций коммерческого сектора в научные разработки составляет около 20%. По мнению экспертов «Коммуникационной лаборатории РВК», для качественного скачка в развитии научным организациям недостаточно лишь государственной поддержки. Ученым необходимо научиться работать и с другими источниками финансирования: искать дополнительные средства в бизнес секторе или прибегать к общественной поддержке путем краудфандинга.
Уже несколько российских проектов, связанных с наукой, преодолели на краудфандинговых площадках рубеж в миллион рублей, а некоторые из них собрали до двух миллионов. Такая тенденция говорит о высоком интересе общества к науке и готовности активной части интернет-пользователей поддерживать ученых не только лайками и репостами, но и собственными деньгами.
Среди самых успешных проектов – сборы на лунный микроспутник популяризатора космонавтики Виталия Егорова и спутник «Маяк» Александра Шаенко, которые выступили на конференции. «Краудфандинг – это бесплатный пиар, так о вашем проекте узнают гораздо больше людей, – говорит Виталий Егоров. – На запрос средств чаще откликается молодежь, которая больше знакома с электронными переводами. Но если подать проект так, что он действительно заинтересует, то любой пенсионер научится пользоваться интернетом».
В 2015 году Уральский федеральный университет с помощью краудфандинга собрал более полумиллиона рублей на экспедицию по поиску метеоритов в Антарктиде. По словам начальника отдела партнерских отношений УрФУ Леонида Скобелина, когда партнер видит, что даже обычные студенты поддерживают проект, то понимает, что дело стоящее, и нужно его спонсировать: «Поэтому лучше начинать именно с массового фандрайзинга. Однако в нашей стране нет культуры академического фандрайзинга. Мы помогаем больным, но на науку жертвовать пока не привыкли. Одна из составляющих миссии нашего проекта – доносить до общества, что наука стоит вложений».
Руководитель программы Master of Science Management Высшей школы научно-управленческих кадров РАН Иван Дементьев считает, что нельзя заставить коммерческие компании инвестировать в науку – вместо этого нужно убедить бизнес инвестировать в свой научный интерес с управляемыми рисками.
Другим способом выстраивания связей между наукой и бизнесом является технологическое предпринимательство. Недавно ФРИИ разработал курс, посвященный основам технологического и интернет-предпринимательства. В его основе лежит методология, по которой развиваются стартапы фонда. Программа охватывает ключевые вопросы создания проектов: от поиска и отбора идей, определения бизнес-модели и целевой аудитории до привлечения инвесторов и масштабирования бизнеса. Курс проводится в 43 университетах страны, в том числе, в Высшей школе экономики, МГТУ им. Баумана, Университете ИТМО, Уральском федеральном университете и Финансовом университете при Правительстве РФ.
«Когда ученые, перестанут относится к бизнесу, как к людям, которые пытаются все все отобрать, между ними наладится коммуникация», считает советник ректора Университета ИТМО по развитию, соучредитель техноброкерской компании «Деловой Альянс» Олег Мальсагов.