Во второй половине XIX века сибирские областники мечтали о децентрализации. Одним из инструментов должен был стать сибирский университет.
Университет мог не только остановить отток талантливой сибирской молодежи, но и разрушить непомерную централизацию в научной и общественной жизни. Григорий Николаевич Потанин писал другу в сентябре 1874 года, что «все свозится в столицы».
На звание университетского города претендовали Омск, Томск и Иркутск. При этом в глазах чиновников Омск выглядел предпочтительнее Томска, наполненного политическими ссыльными, и удаленного Иркутск. В частности, автор статьи «Томск или Омск?» писал: «Но чем же хуже административно-казенное влияние Омска ссыльно-купеческого влияния Томска?».
Впрочем, у Томска нашлись влиятельные защитники. Например, бывший тобольский губернатор с говорящей фамилией Деспот-Зенович подготовил для комиссии Госсовета пространную записку о том, что ссылка для Сибири не так уж и страшна.
Областники тоже были против Омска. Николай Михайлович Ядринцев писал, что «в Омске, под крылом генерал-губернатора, университет погибнет, нравственная атмосфера там неудовлетворительная, ссыльных почти столько же, как и в Томске, [..] и Омский университет никогда не будет привлекать сочувствие сибиряков».
Ядринцев оказался прав: в отличие от Омска, томское купечество охотнее откликнулось на идею создания университета. Деньги на его сооружение вносили купцы, золотопромышленники, городские думы и даже крестьяне. Будущему университету дарили книги, разного рода коллекции, оборудование для музея и лабораторий. В 1880 году томские власти бесплатно выделили под строительство участок земли, разрешили беспошлинно заготовить лес, доставили кирпич и другие материалы.
Источник:
Анатолий Ремнев (2013). Университетский вопрос в Сибири XIX столетия // Регион в истории империи. Исторические эссе о Сибири.