11 мая 1997 года суперкомпьютер Deep Blue обыграл Гарри Каспарова в шахматы, а уже в следующем году чемпион мира провел первое соревнование «Шахматы кентавров», где выступили пары человек-компьютер. Так появился термин «цифровой кентавр» — система из людей и машин, которая за счет правильно организованного взаимодействия работает эффективнее, чем самые сильные люди и лучшие компьютерные решения.
Второй год проект «Практики будущего» Кружкового движения НТИ развивает R&D‑программу «Цифровой кентавр» — школьники, студенты и молодые ученые исследуют, при каких условиях и в каких сферах человек и ИИ могут совместно обучаться и работать эффективнее, чем по отдельности.
Хорошей платформой для отработки новых принципов взаимодействия человека и ИИ выступает игра в го, где до недавнего времени человек превосходил машину. Весной 2021 года состоялся хакатон «Игры разумов», на котором команды студентов и школьников разрабатывали решения для синхронизации человека и ИИ во время игры в го. Созданные программы по запросу выдают игроку различные подсказки, повышая, тем самым, шансы на победу в этой логической игре с глубоким стратегическим содержанием.
Создание «цифровых кентавров» и хакатон «Игры разумов»
В 2020 году началась подготовка хакатона «Игры разумов», организованного проектом «Практики будущего» Кружкового движения НТИ. Над проектом трудились две команды разработчиков: Vova.pro и AmberCore, которые развернули многопользовательский сервер, позволяющий проводить игру в го в нескольких режимах: со случайным соперником, с ИИ, с конкретным игроком. Сервер позволял во время игры получать подсказки от искусственного интеллекта Leela Zero.
Для «матча кентавров» программисты доработали Leela Zero, написали собственные реализации подсказок, изменили формат вывода данных. Leela Zero обычно играет на доске 19 на 19 пунктов, но разработчики обучили платформу играть на доске 13 на 13 пунктов и адаптировали систему под такие условия. Это помогло упростить процесс, ведь даже на такой доске программа играет на недостижимом для любителя уровне и представляет очень серьезного противника для профессионала.
После подготовки «Практики будущего» запустили хакатон для участников в возрасте 16–24 лет. Командам необходимо было разработать интерфейс, с помощью которого игрок в го может взаимодействовать с Leela Zero в ходе матча. В финале хакатона приняли участие 20 команд школьников и студентов. Для презентации на чемпионате мира выбрали лучшие решения — их разработчики представляли Москву и Московскую область, Санкт-Петербург, Новосибирск, Ханты-Мансийск, Самару и Томск. В течение месяца командам предстояло доработать и протестировать системы непосредственно на мировых соревнованиях.
Матчи «кентавров»
В июне во Владивостоке прошел Чемпионат мира по игре в го, в рамках которого на площадке Дальневосточного федерального университета был организован первый «матч кентавров». Роль «цифровых кентавров» примерили начинающие игроки и любители из числа студентов ДВФУ, участники чемпионата, а также бизнесмены и политики.
«Цифровые кентавры» играли друг против друга, используя компьютерные системы, разработанные участниками хакатона. Обращаясь к искусственному интеллекту Leela Zero, игрок мог воспользоваться одной из подсказок, заложенных в систему: например, рекомендовать часть поля для следующего хода, выбрать лучший ход из предложенных, оценить шансы на победу. За каждую использованную подсказку у «кентавра» снимали игровые очки.
По словам одного из организаторов Чемпионата мира во Владивостоке, гроссмейстера России по игре го Олега Межова, искусственный интеллект Leela Zero даже на доске 13 на 13 пунктов является очень сильным и практически не оставляет шансов на победу человеку.
Всего во Владивостоке сыграли 70 матчей «цифровых кентавров», что позволило наработать большой объем данных для дальнейшего изучения и развития концепции. В команде «Практик будущего» отметили, что работает как архитектура, позволяющая создавать «кентавров», так и сама концепция «ИИ+человек».
Авторы текста — Владислав Плотников, Маргарита Москвина, Анна Леонтьева.