В истории Транссиба было много ярких моментов. Например, однажды эта железнодорожная магистраль помогла выиграть автомобильную гонку.
Итальянский аристократ Сципионе Боргезе был одним из участников ралли Пекин—Париж, организованного в 1907 году французской газетой Le Matin. Впрочем, «организованного» — это громко сказано. Все началось с опубликованного в газете «челленджа» — «рискнет ли кто-нибудь проехать на автомобиле от Пекина до Парижа?». Несколько авантюристов действительно рискнули и некоторые из них даже добрались до финиша, что, вообще говоря, было не самой тривиальной задачей. Автомобилей в тех краях еще не видели, дорог почти не было — зато успели построить Транссиб.
Когда Боргезе со своим шофером Этторе Гвиззарди добрался до восточного берега Байкала, то понял, что дальше ехать нельзя. На помощь пришел иркутский генерал-губернатор, разрешивший использовать для гонки Кругобайкальскую железную дорогу. Движение поездов по ней по такому случаю решили не останавливать. Строители КБЖД словно специально подготовились к участию в автомобильном ралли: шпалы были утоплены в насыпь, а не выступали над ней, так что в распоряжении Боргезе была вполне ровная поверхность.
«Ощущения от этого путешествия были восхитительными, — вспоминал Сципионе Боргезе. — Превосходная ровная дорога вполне привлекательна после ухабов и канав в других местах». Слегка пугали только мосты шириной со шпалы без каких-либо оград, но его Itala справилась и с ними.
В результате Боргезе финишировал первым через два месяца после начала гонки, пишет Кристиан Уолмар в отличной книге To the Edge of the World: The Story of the Trans-Siberian Express, the World’s Greatest Railroad.