Свадьба научного журналиста должна стать событием просветительским, решил я четыре года назад и попросил провести церемонию нашего с будущей супругой бракосочетания директора новосибирского планетария Сергея Масликова. Он удивился, но просьбу выполнил — приехал со своей фирменной астролябией, прочитал мини-лекцию про Солнце и объявил нас с прекрасной невестой мужем и женой. Так у меня появился свой свадебный астроном, что тогда казалось гораздо круче любого свадебного генерала. Четыре года спустя Сергей Масликов почти два месяца провел в СИЗО по надуманному обвинению, а теперь ждет суда под домашним арестом. Генералы победили астрономов.
Я не знаю точно, в чем суть дела: и следствие, и адвокаты упорно отказываются раскрывать его подробности. Известно, что директора Большого новосибирского планетария обвиняют в получении взятки в 190 тысяч рублей — по версии следствия, именно столько Масликов якобы получил в течение нескольких лет за аренду оборудования планетария. Судя по всему, планетарий действительно сдавал в аренду проекционное оборудование (грубо говоря, чтобы арендаторы показывали свои фильмы в его зале), но договоры заключались не с муниципальным учреждением (МКУ), а с АНО. Видимо, так было удобнее с точки зрения бухгалтерии. Вероятно, это можно считать нарушением финансовой дисциплины, но это совершенно точно не взятка и за такой проступок нельзя отправлять человека в СИЗО.
Директор Большого новосибирского планетария Сергей Масликов рассказывает о своих астрономических открытиях на конференции «Новоблогика 1.3».
Российские правоохранительные органы вообще любят запрашивать у суда лишение свободы для обвиняемых, а суд, в свою очередь, с радостью отправляет людей в следственные изоляторы. Юристы в погонах словно забывают университетские уроки уголовно-процессуального права, которое вообще-то предполагает и другие меры, не связанные с лишением свободы. Человека можно отпустить под залог или подписку о невыезде, его можно посадить под домашний арест, но заключение под стражу в СИЗО — это самое радикальное из возможных решений. К нему нужно обращаться, когда есть основания полагать, что обвиняемый способен причинять дальнейший вред обществу: продолжать убивать, насиловать, грабить или запугивать свидетелей. Будем откровенны, это точно не случай Сергея Масликова, заслуженного просветителя, кандидата наук, семейного человека, за которого поручились сотни коллег. На прошлой неделе суд изменил меру пресечения, отправив Масликова под домашний арест после почти двух месяцев в СИЗО. В российских условиях это чаще всего означает, что даже судья и прокуроры понимают надуманность обвинения. Но тогда человека нужно освободить окончательно и прекратить дело, а не ограничивать его свободу и не мешать работать!
Вообще, масштабы общественной поддержки директора планетария — это единственное, что радует меня сегодня. Руководители российских планетариев и педагоги, научные журналисты и организаторы просветительских мероприятий — буквально все уверены в невиновности Масликова и просили суд изменить ему меру пресечения. Петиция в поддержку астронома уже набрала почти 10 тысяч подписей. Всем очевидно, что происходит ужасная несправедливость.
Три символа Новосибирска как столицы культуры, инноваций и просвещения — Оперный театр, Академпарк и Большой планетарий лишились своих руководителей в последние годы. История с Сергеем Масликовым показала, что Борис Мездрич и Дмитрий Верховод еще легко отделались: их только унизительно отправили в отставку, но оставили на свободе. Но в каждом случае сигнал посылался одинаковый: сидите и не высовывайтесь. Новый символ Новосибирска — просветитель за решеткой.