Если провести опрос, и попросить назвать самого известного (или самого великого) физика на Земле, вероятнее всего, победит Эйнтштейн. А вот если добавить в вопрос дополнительное условие «из ныне живущих», то наверняка победу одержит Стивен Хокинг. Сегодня ему исполняется 75 лет, что само по себе поразительно, но обо всем по порядку.
Стивен Уильям Хокинг родился 8 января 1942 года в Осфорде. Удивительно, но несмотря на то, что начал свое обучение будущая звезда физики в родном университете, PhD он уже получал в Тринити-колледже «конкурирующей организации» — Кембридже. В 1963 году ему поставили страшный диагноз: боковой амиотрофический склероз. Или болезнь Шарко, или болезнь Лу Герига. Как ни назови, а после постановки диагноза у пациента всегда остается два-три года жизни. Все мышцы постепенно парализует, включая дыхательные — и человек умирает, вне зависимости от попыток лечиться. Так было с великим физиком Игорем Таммом, умершим в 1971 году, так было с великим бейсболистом Лу Геригом: БАС не щадил никого. До Стивена Хокинга.
Физик стал первым в истории человеком, у которого достоверно диагностированный недуг замедлился, а потом и вовсе остановился. Только к концу 1960‑х Хокинг, который должен был к тому времени уже умереть, начал пользоваться инвалидным креслом-каталкой.
Хокинг достаточно быстро перешел к изучению теории черных дыр. В 1970‑х он создал главные свои работы — в том числе, по испарению черных дыр. Хокинг предсказал, что черные дыры должны испаряться, излучая такое вот странное излучение. Совсем недавно физики смогли воссоздать звуковой аналог излучения Хокинга на охлажденных почти до абсолютного нуля атомах, образовавших конденсат Бозе-Эйнштейна. Кстати, именно из-за излучения Хокинга нам не стоит бояться микроскопических черных дыр, которые якобы могут образовываться на Большом адронном коллайдере: даже если это и случится, то дыра быстро испарится.
Но Хокинг известен не только тем, что он большой ученый. Его дар популяризатора сделали бестселлером его книжки «Краткая история времени» и «Мир в ореховой скорлупке», в которых он объясняет квантовый мир так, что это понятно и школьнику.