Фото: Павел Волков / НГУ.
Древнейшие деньги могли появиться на рубеже палеолита и неолита (25–15 тысяч лет назад), а в их качестве выступали пренуклеусы, считает доцент кафедры археологии и этнографии НГУ, ведущий научный сотрудник Института археологии и этнографии СО РАН Павел Волков. Пренуклеусом археологи называют каменное изделие, подготовленное к серийному снятию с него заготовок для изготовления каменных орудий.
«Богатство коллектива или индивидуума, особенно же в местах скудных каменным сырьем, определялось потенциалом орудийного производства, – объясняет Павел Волков. – Качество и количество произведенных орудий было естественным мерилом степени процветания человеческого сообщества. Наилучшим претендентом на роль денег, как мы знаем, является предмет, имеющий непреходящую ценность, предмет необходимый всем, с которым всегда можно сопоставить ценность любого другого продукта труда. Стандартный пренуклеус в финале палеолита как раз и приобретает признаки такой «абсолютной ценности»».
Изучая собранные в Монголии археологические коллекции, сотрудники Института археологии и этнографии заметили, что среди находок присутствует определенная доля пренуклеусов, расщепление которых, то есть использование этих «заготовок» для производства орудий, практически не начиналось. Такого рода артефакты обнаруживались археологами отнюдь не только на месте добычи камня, но и в местах достаточно удаленных от источников сырья.
Павел Волков считает, что пренуклеусы обладали всеми свойствами денег. Они были трудоемкими в изготовлении (то есть, имели большую ценность), компактными, способными дробиться на мелкие доли и физически долговечными. «Денежная единица неолита легко делится на мелкие, стандартные доли: с каждого неолитического пренуклеуса можно получить определённое количество заготовок будущих орудий, – отмечает археолог. – Так средний вес исследовавшихся пренуклеусов Монголии составляет 56 грамм, плюс-минус 10%. Экспериментально установлено, что со стандартного неолитического пренуклеуса можно получить не более 50 микропластин. Из этого количества заготовок получается в среднем 10–12 вкладышевых ножей – основного, универсального типа орудий эпохи нового каменного века».