«Диалоги» – это новая рубрика metkere.com, в рамках которой Денис Балуев и Илья Кабанов обсуждают науку, культуру, образование, технологии, книги, фильмы, подкасты, лекции, еду, напитки, женщин, мужчин, космонавтов и другие волнующие всех события и явления. В восьмой серии речь идет о пропаганде, отсутствии российских достижений, необходимости нового Sputnik moment и советах всем добрым людям.
ИК: Любопытный анализ эфира RT America. Получается, что на деньги российских налогоплательщиков существует американский консервативный телеканал, не имеющий, по сути, связи с российской повесткой. Звучит дико, но, кажется, в этом есть смысл: если хочешь влиять на аудиторию, нужно рассказывать о том, что ей интересно, а Россия сегодня не интересна никому.
ДБ: Я примерно миллион лет уже не смотрел RT, но это ведь действительно движение в верном направлении – от переименования Russia Today в нейтральное RT (мало кто помнит, что похожий прием использовала в свое время Cable News Network, известная сейчас всему миру как CNN) до слогана «Second opinion», то есть, «Второе мнение». Всем интересно слушать либо про себя любимых, либо о чем-то интернациональном, но действительно захватывающем. RT выбрал первое. Молодцы. А почему не второе?
Дело в том, что Россия сейчас не может предложить миру никакой позитивной повестки дня, никаких новых идей. Не предлагает их и канал RT, сосредоточившись на критике деятельности США в духе старого советского анекдота «а у вас негров линчуют». Ну так ведь и понятно, почему: нужно признать, что за последние двадцать пять с копейками лет – с момента запуска знаменитого «Бурана» – мы не сделали ничего захватывающего. Все наши успехи – в прошлом. Большинство технологий созданы и проданы нам за углеводороды западной цивилизацией – от сотовых телефонов до плесени для сыра, который сейчас будут производить на Алтае в ответ на санкции. А что Российская Федерация за эту четверть века произвела нового, что было бы интересно всему остальному миру?
У меня только один пример: группа «Тату». И все. То есть, это была абсолютно несистемная вещь, нетиражируемая.
Грустно? Мне, как русскому, безусловно. Что с этим делать? Совершенно непонятно. В книге «Русская модель управления», утверждается, что в нашей ментальности принято работать только по догоняющей модели – осознав фатальное отставание от остального мира, путем сверх усилий мы совершаем своего рода квантовый скачок. При этом людские и материальные потери, как правило, гигантские. Не очень приятный вывод, но модель, похоже, верная. Вот еще взвешенный лонгрид на горячо любимой «ПостНауке» про наш путь в исторической колее.
ИК: России сегодня отчаянно не хватает своего Sputnik moment: нужно, чтобы сосед внезапно огрел нас оглоблей по голове, после чего резко наступило бы осознание того, что движемся мы не туда (а куда именно – вообще не ясно, потому что цели никто не формулировал).
Мне кажется, что космический меморандум Кеннеди – это важнейший документ XX века, его в школах нужно изучать. Есть ли у нас шанс опередить конкурентов? Какой продукт, какое killer app мы можем выпустить для этого? Какие ресурсы понадобятся ли для этого? Готовы ли мы работать 24 часа в сутки, чтобы достичь цели? Выкладываемся ли мы по-максимуму?
Это очень правильные вопросы, которые нужно задавать себе регулярно. Не важно, чем вы занимаетесь – получаете ли образование, разрабатываете приложения, продаете нефть или открывает третий киоск в райцентре – повторяйте время от времени вопросы президента Кеннеди, чтобы не терять фокуса.
ДБ: Я здесь выступлю пессимистом: в разговорах с самыми разными людьми сквозит такое непонимание реалий, что становится немного не по себе. Вот ты написал про Sputnik moment. А о каком Sputnik moment можно говорить в нашем случае, если под названием «Спутник» запускается никому не нужная поисковая система «Спутник», а заодно, чтоб два раза не вставать, назвали тем же именем мультимедийный бренд агентства «Россия сегодня». Живем вчерашним днем, старыми заслугами и раскрученными когда-то брендами.
Так что Sputnik moment нашей родине нужен как никогда, но у людей вокруг нет понимания его нужности. Хотя ситуация вместе с кризисом начинает меняться. Используем ли мы его для перестройки в направлении реиндустриализации, восстановления образования и медицины? Пока не знаю. Хочется верить, но российская история не располагает к оптимизму, знаешь ли.
Можно ли в такой обстановке быть счастливым и делать что-то хорошее? Вне всякого сомнения – во времена Советского Союза гениальные ученые, писатели и музыканты творили в атмосфере в миллион раз худшей, чем сейчас. Даже сравнивать смешно. Напротив, в условиях кромешной темноты даже тусклый огонек кажется ярким пламенем. Поэтому не унываем и работаем, создаем, креативим, делаем что-то полезное. Прямо сейчас.
Кстати, что бы это могло быть?
Давай составим примерный список дел и проектов, в которых может принять участие среднестатистический россиянин, чтобы сделать свою улицу, город и страну немного лучше. Или много лучше – это уж как получится. Забудем на минутку про «кто виноват» и сконцентрируемся на конструктивном «что делать».
Вот моя часть списка. Там не все из того, что я на данный момент делаю, но практически все, что хочу и планирую:
Стать донором крови или костного мозга. Первое успел, о втором сейчас раздумываю.
Поддержать хороший проект на Boomstarter. При всех недостатках отечественной краудфандинговой платформы, это сейчас один из самых простых способов поддержать интересный проект. Это может быть, например, продолжение популярной комедии 1990‑х «Окно в Париж». Или проект по установке статуи Гордона Фримена в Челябинске. А еще лучше самому запустить на «Бумстартере» давно откладываемый проект. Я, к примеру, поддержал недавно выпуск книги о покорении Венеры.
Ближайшей весной посадить дерево в своем дворе. Да, мы не можем ждать милостей от ГорЗеленХоза или как там сейчас называется служба городского озеленения. Взять у него саженцы – наша задача. А сейчас, когда за окном снег, скатать на радость детворе огромного снеговика!
ИК: Вот мой список:
Мыть руки перед едой. И вообще мыть руки почаще. Мне кажется, что люди забыли эту азбучную истину. Особенно молодые поколения: им кажется, что если они не видят грязи и не копаются в земле, то руки считаются чистыми. При этом бактерии и микробы никуда не делись. Если не забывать о простейших правилах гигиены, можно внести небольшой вклад во всемирное здравоохранение. Это, конечно, не разработка вакцины от эболавируса, но хоть что-то.
Участвовать в краудсорсинговых проектах на благо науки. Распознавать галактики на астрофотографиях, расшифровывать древние манускрипты и солдатские дневники времен Первой мировой войны, изучать солнечную активность – есть масса способов приложения вашего свободного времени.
Освоить «настоящую» профессию. Я часто думаю о том, чего будут стоить наши навыки после глобальной катастрофы (мировой войны, падения метеорита, нужное впиши сам). Кому будут нужны журналисты, программисты и ивент-менеджеры в мире без интернета? Нужно готовить себя к худшему, отвечая на вопрос: как я мог бы прокормить себя и свою семью в XVIII веке? Я выбираю пчеловодство: в случае чего, смогу откачать мед или посадить в улей вылетевший рой.