Диалоги Диалоги: десятилетие подкастов, открытые данные и книжный бизнес

11.09.14 16:10

dialogi3
Фото: Настя Парфенова.

«Диалоги» – это новая рубрика metkere.com, в рамках которой Денис Балуев и Илья Кабанов обсуждают науку, культуру, образование, технологии, книги, фильмы, подкасты, лекции, еду, напитки, женщин, мужчин, космонавтов и другие волнующие всех события и явления. В шестой серии речь идет о распространении открытых данных в госорганах, экономике книжной индустрии и собственном опыте книгоиздания. 

ИК: Что тебя удивило в последнее время?

ДБ: Удивило то, что явлению под названием «Подкастинг», оказывается, исполнилось 10 лет. Кажется, вот только недавно Адам Карри записал свой первый mp3-файл, который начинался с вот таких слов:

Well, good morning everybody, and welcome to the Daily Source Code. Thank you very much for taking the time to download this MP3 file. Some of you may have received it overnight as an enclosure in your aggregator. In that case, thanks for subscribing. So first what I’d like to do is to explain exactly what this is, and what theDaily Source Code is going to be.

А это ведь было 13 августа 2004 года. Обалдеть.

Мой рабочий день начинается и заканчивается подкастами – я слушаю их в машине, на тренировке и засыпаю под них же. Сколько их переслушано за десять лет – трудно даже вообразить. И, в общем, это была неплохая аудиодекада!


Так Денис Балуев и Илья Кабанов пробовали себя в видеоподкастинге пару лет назад.

Удивляет, что в России уже немало регионов, предлагающие данные о себе в открытом формате. Например, на портале открытых данных Казани можно загрузить список спортивных сооружений и строительных объектов города, статистику об уровне прожиточного минимума по городу и Татарстану вообще. А у Краснодара вообще есть замечательный датасет: список объектов незаконного строительства. Да, данные во многом фрагментарные, нет полной картины, но и по тем наборам, что уже есть, можно искать и показывать необычные корреляции или сравнивать регионы между собой. 

Дело за разработчиками, дизайнерами и аналитиками, которые будут придумывать шикарную инфографику и полезные приложения. Тем более, что мировой опыт перед глазами: приложение TunnelVision умеет в реальном времени накладывать данные о движущихся поездах на карту Нью-Йоркского метро. При этом карта сама бумажная и висит на стене станции. Посмотри видео, это очень круто, там можно кучу разных данных так выводить, от цен на жилье до числа пассажиров, прошедших через турникеты. Представляешь, как здорово было бы такое для Москвы сделать?

ИК: Вот, старик, недостаток переписки раз в неделю – я ведь вопрос про удивление задавал с каким-то умыслом, куда-то хотел с ним прийти, но за неделю совершенно забыл, что имел в виду. Так что придется импровизировать.

Самая вдохновляющая меня история последнего времени – это легкость, с которой иностранные профессора идут на контакт. Написал письма с просьбами об интервью авторам пяти курсов из числа пройденных мной на Coursera – сразу получил пять ответов. Все согласились, некоторые уже ответили на вопросы. Понятно, что кто-то ограничился очень общими ответами, но некоторые подошли к интервью ответственно – профессор моего любимого курса The Horse Course прислал эссе на 9000 знаков о роли лошадей в жизни людей. 

Это демонстрация того, насколько уменьшился мир в последнее время. Кого мы раньше могли спросить о том, как работает мозг или что чувствуют растения? Друзей, родителей, школьных и университетских преподавателей. Благодаря онлайн-образованию мы теперь можем общаться с профессорами мировых университетов и они, судя по всему, рады такому общению едва ли не больше нас. Связь «учитель-ученик», которая раньше была привязана к географии, стала глобальной.

Продолжу совсем на другую тему.

В конца августа у меня закончилась подписка на Bookmate, так что появился повод подвести итоги. Так много, как в этом году, я, кажется, никогда не читал. Оплачивая подписку (в мирное время она стоит 1500 рублей, я платил на 500 рублей меньше по какой-то акции Яндекс.Денег), я решил много читать, чтобы окупить ее. Это особенно смешно сейчас вспоминать, учитывая цену электронных книг в России. Сколько сейчас стоят ебуки? Рублей 200–300, думаю. То есть, мне достаточно было прочитать больше 5 книг, чтобы подписка окупилась. Я прочитал больше 70. Из них 5–7 я купил в других местах (например, «Яндекс.Книгу», которую прочитал в день выхода), а еще 3–5 книг – это издания из public domain, которые в любом случае бесплатны. В общем, как минимум 50 книг я прочитал исключительно благодаря Bookmate. Каждая обошлась мне в 20 рублей, а в следующий раз, без скидки, при таком же темпе чтения книги мне обойдутся в 30 рублей за штуку.

Такой подсчет позволяет, кажется, оценить примерную экономику сервиса и его аналогов. Понятно, что единицы пользователей читают 50 книг в год. Думаю, что большинство оплативших подписку прочитает за год 10–20 книг. Если взять, скажем, 25 книг в год, то получится, что на одну книгу приходится 60 рублей. Не знаю, какие ставки налогообложения здесь применяются, давай для простоты посчитаем, что треть суммы заберет государство. Остается 40 рублей, которые делят сервис, издательство и автор. Что-то мне подсказывает, что это не намного меньше, чем то, что авторы и издательства получают от продажи бумажных книг. Учитывая то, что авторам с сервисами вроде Bookmate можно работать напрямую, традиционную книжную индустрию и правда пора хоронить.

Настоящее будущее книг
Настоящее будущее книг.

ДБ: А законы экономики неумолимы – если в отрасли появляется способ делать что-либо принципиально быстрее или дешевле, другие методы работы быстро уходят в прошлое и становятся нишевыми. Посмотри, что делают с туристической индустрией Booking.com и Airbnb: снижая барьеры для входа, они позволяют любому человеку стать самому себе маленьким турагентством – и вот уже добавленная ценность турфирм ставится под вопрос, а значит многие из них, не сумев приспособиться, вылетают из бизнеса. С приходом Uber и Яндекс.Такси закроются таксопарки – недаром против Uber вышли протестовать лондонские таксисты, а власти Берлина вообще запретили его к чертям. Ненадолго запретили, как мне кажется: сейчас обговорят правила регулирования, безопасности пассажиров и вернут все на место.

Так вот, возвращаясь к книгам. Что нужно автору, чтобы полностью отказаться от издательства? Нужно понимать (я не понимал раньше, но, опубликовав книгу, немного в этом разобрался), что текст – это только часть продукта под названием «Книга». По большому счету, необходимо еще 3 услуги:

  • Редактура и корректура. Хороший редактор может раз в сто улучшить первоначальный текст, а корректор найдет ошибки, пропущенные «Вордом».
  • Верстка. Готовый текст с иллюстрациями нужно подготовить так, чтобы его было удобно читать на большинстве платформ и экранов – от мобильного телефона до настольного компьютера. Сам видел, сколько безобразно сверстанных текстов лежит на том же Bookmate. 
  • Продвижение книги. Не все писатели могут похвастаться навыками маркетинга, а уж тем более – сделать суперкрутой вирусный видеоролик в поддержку своей книги как это сделал Тим Феррисс. Это, пожалуй, самый главный из перечисленных пунктов – в эпоху зашкаливающего информационного шума выиграть сможет только тот, кто сможет для каждого из своих продуктов придумать убойную схему продвижения.


Буктрейлер Тима Ферриса.

Стартап, который сможет все эти три услуги упаковать и предложить автору, сможет по-прежнему рассчитывать на солидную долю рынка электронных книг.

ИК: Ты свой опыт с книгоизданием как оцениваешь? Стоила игра свеч или это зря потраченное время?

ДБ: Знаешь, это был со всех сторон интересный опыт, а это значит, что оценить, зря потратил время или нет, довольно сложно. Если брать в расчет только финансовую сторону вопроса, то есть, сколько было получено роялти за публикацию, то здесь я в тотальном минусе. Общая сумма авторского гонорара была примерно равна моей тогдашней месячной зарплате. При этом над рукописью я работал полгода. Сплошные убытки.

Но так считать неинтересно. Пусть Лукьяненко с Акуниным так считают – у них приличные тиражи, а значит, расчет получается веселее. Писать книжку здорово не из-за денег, в этом занятии куча других неочевидных плюсов.

Работа над книгой дает редкую возможность создания полноценного, весомого продукта. Еще пару недель назад перед тобой был просто большой вордовский файл с кучей редакторских правок, а сегодня тебе по почте пришли авторские экземпляры. Ты берешь их, еще пахнущие типографской краской, и чувствуешь: «маешь вещь». В наше время цифровых технологий, когда все слишком зыбко и эфемерно, это дорогого стоит.

Плюс второй: у тебя возникает настоящее понимание предмета, о котором пишешь. До того, как начать работу над книгой я был уверен, что знаю о приложениях Google все, нужно только аккуратно разложить эти знания по полочкам. Куда там! Я залезал в дебри хелпов, писал письма в службу поддержки и по пути завел, кажется, семь тестовых аккаунтов, между котороми пересылал письма и устраивал чаты, из-за чего иногда мне казалось, что я страдаю раздвоением личности. По пути я узнал о существовании тайного авиасимулятора в картах Google, четырех способах восстановления утерянного пароля и устройстве режима совместной работы над документами под загадочным названием Operational Transformation. Не все из этого вошло в книгу, но исследовать было ужасно интересно и дало солидный background, который, надеюсь, почувствовали читатели.

Плюс третий: написав книгу, понимаешь, как же весь этот бизнес на самом деле устроен. Ты согласовываешь обложку с дизайнером, менеджером издательства и «Гуглом», пишешь письма сразу всем своим известным московским друзьям, чтобы они написали рецензии на форзаце и параллельно исправляешь сотни правок, внесенных редактором. Еще одна отрасль человеческой деятельности, в которую человеку «с улицы» не попасть.

Конечно, многие вещи сейчас я бы сделал по-другому. Но это, как писали братья Стругацкие, «совсем другая история». Будет ли она – пока не знаю. Когда меня спрашивают, не хочу ли я написать еще одну книгу, то я отвечаю, что нет, потому что пока не придумал, о чем писать. И это чистая правда.

Этому блогу больше 15 лет — за это время многие сайты, на которые я ссылался, перестали работать. Подпишитесь на мою научную рассылку Hypertextual — там много более актуальных материалов.