Посетителям ресторанов и кофеен изрядно достается. Чтобы покушать и получить, кхм, удовольствие, приходится сталкиваться с «сервисом» в исполнении вымуштрованных на тренингах официантов. Что делать с такими людьми – совершенно непонятно, но избежать общения с ними невозможно. Выход, на мой взгляд, один – искать спасения в лице варягов.
Я слышал много разговоров о китайской угрозе. То есть, настолько много, что сам начал в нее верить, кажется. Говорят, что по нашу сторону границы живет несколько миллионов человек, а с китайской стороны – на пару порядков больше. И все эти люди, говорят, спят и видят, как бы перебраться в Россию и всех нас завоевать. Знаете, что? Если китайцы привезут с собой немного своего сервиса, я буду рад такому завоеванию.
В начале осени в китайском городе с ласкающим русское ухо названием Хейхе я умилялся – другого слова не подобрать – тому, как местные продавцы превращают случайных посетителей их магазинчиков в счастливейших людей на свете. В ход идет всё: ломаная русско-китайская речь, мимика, жестикуляция, торговля едва ли не за каждый юань, пожелание доброго здоровья и энергичное потрясание рук в случае завершения сделки.
Когда мы с моим другом попытались купить чемодан, продавец не стал тратить время на описание преимуществ своего товара – он решил продемонстрировать их. Вытащив из подсобки самый лучший, на его взгляд, саквояж, он принялся размахивать им, едва не сбивая с полок другие сумки, потом начал открывать и закрывать его с безумной совершенно скоростью, затем решил показать секретные отделения, заговорщически шепча при этом что-то про таможню и «сувениры родным», а закончил демонстрацию он совсем уж неожиданно – вскочил на многострадальный чемодан и начал прыгать на нем, чтобы мы убедились в прочности материала и креплений.
Он создал шоу, которое мы с удовольствием купили. Я очень хочу, чтобы и отечественные компании не только убедили своих сотрудников в том, как это важно, но и начали уже следить за тем, как они выполняют усвоенные на тренингах истины. А то совсем грустно получается.
Из-за одной такой грустной истории, к слову, недавно закончились мои отношения с очаровательным кафе в центре города. Как-то раз, после того, как одно из заказанных блюд мне не несли больше получаса, я намекнул об этом девушке-администратору. Она удивилась, сбегала на кухню, выяснила, в чем дело (официантка забыла про мой заказ), после чего подошла и сказала: «Блюдо будет готово через 15 минут, и оно будет за счет заведения. Извините нас, пожалуйста».
Разумеется, я все им простил. Я простил, как мне казалось, даже будущие промахи, которые работники этого кафе могли допустить. В каком еще местном заведении персонал с такой готовностью будет исправлять собственные ошибки? Им удалось удивить меня — они приобрели лояльного клиента, думал я. Как же я ошибался.
Спустя пару недель мне подали там хлеб с плесенью. Я попросил его заменить, но менее лояльным от этого не стал. Потом пару раз они продолжали испытывать мою лояльность, обслуживая феноменально медленно. Трагикомедия наших отношений завершилась неделю назад, когда счет моей бонусной карты вдруг обнулился. Вместе с ним обнулилась и моя лояльность. В тот момент многолетние усилия рестораторов, потраченные на создание атмосферы, хорошую кухню и формирование имиджа любимого заведения, оказались, по сути, выброшены на ветер по вине нескольких сотрудников.
В общем, репутация – как девственность. Однажды ты просыпаешься, а ее уже нет.
Эта колонка была опубликована на портале еРабота 26 сентября 2007 года.