Представьте себе мегаполис, в котором царит тишина, по ночам видны звезды, но при этом жизнь бурлит больше прежнего. Это отнюдь не утопия, хотя более чем за 120 лет с момента появления первых электродвигателей, человечество могло было продвинуться намного дальше в деле отказа от двигателей внутреннего сгорания с их выхлопными газами.
Сегодня 40% всего автомобильного парка в Норвегии — электрокары. В чем причина такого прорыва? Власти этой скандинавской страны разработали государственную программу по постепенному переводу автопарка на электродвигатели еще в 1990‑е годы. Цель программы — заменить к 2025 году все частные автомобили, городские автобусы и легкие фургоны на бензиновых и дизельных двигателях на транспортными средствами с нулевым уровнем вредных выбросов в атмосферу.
Еще один положительный пример — Амстердам. В столице Нидерландов пока сосредоточены на строительстве сети общественных зарядных станций: их уже более 2000, еще столько же подготовят к эксплуатации в 2019 году. Таким образом городские власти создают условия, при которых у большинства автовладельцев не должно остаться аргументов против электрокаров. Именно в Амстердаме сейчас находится самая крупная в Европе зарядная станция для автобусов на электродвигателе. Здесь заряжают несколько десятков автобусов, обслуживающих аэропорт Схипхол.
Тем не менее, всего 1,4% автомобилей Европы используют электродвигатели (в мировом масштабе еще меньше – 0,4%). Автопроизводители планируют исправить положение. Они прекрасно понимают, что увеличение доли электрокаров – это не только плюс с точки зрения соблюдения мировых стандартов по допустимости вредных выбросов, но и эффективный маркетинговый инструмент. К примеру, Норвегия стала один из наиболее успешных рынков для электрокаров Tesla.
Летом 2018 года в игру включился британский Jaguar, выведя на рынок свою первую модель с электродвигателем I‑Pace. Заряда ионно-литиевой батареи мощностью 90 кВт/ч хватает на 480 километров, при этом она питает два полноприводных двигателя общей мощностью 400 лошадиных сил, что разгоняет I‑Pace до 100 км/ч за 4,8 секунды. То есть, речь идет о мощном, скоростном седане представительского класса.
Jaguar — хороший пример философии автопроизводителей в вопросе экстренной смены приоритетов. С 2020 года каждая модель этой марки будет оснащена электрическим или гибридным двигателем. После крайне неудачного года на рынке США и ряде других важных с точки зрения продаж стран, когда Jaguar предлагал покупателям в прямом смысле невыразительные модели с типовым дизайном на традиционном топливе, решение о полном переходе на электрические/гибридные двигатели станет с одной стороны вкладом в экологию, с другой — идеальным решением маркетинговых проблем.
Чтобы убедить большинство автомобилистов в том, что электродвигатель станет двигателем будущего, необходимо прежде всего рассуждать о затратах и экономической выгоде, а также более рациональной организации сети зарядных станций. Исследование, проведенное Bloomberg в начале 2017 года, указывает на постепенное снижение стоимости электромобилей, вплоть до того, что к 2030 году они станут даже дешевле, чем машины с бензиновыми или дизельными двигателями. Что касается стоимости технического обслуживания, один из наиболее наглядных показателей — непосредственно конструкция электродвигателя. Он состоит всего из 20 движущих частей, в то время как в двигателе внутреннего сгорания их около 2000. Что касается срока службы батарей, в современных моделях он составляет, как правило, 10 лет, а это соизмеримо со сроком службы самой машины. Так что финансовая мотивация убедит даже тех потребителей, кто не задумывается об экологии.
Цитаты и факты оформлены в графическом редакторе Canva.
Автор — Марк Орлов.