Кинолента «Афоня» — это, конечно, очень мощное религиозное высказывание для советских семидесятых.
Во-первых, там есть яркая фигура змея-искусителя: Федул, собутыльник Афони, на протяжении всего фильма соблазняет героя, пытаясь его споить и требуя рубль.
Во-вторых, сюжет приходит в движение с появлением ангелоподобного персонажа. Штукатур Коля — это архангел Гавриил, который полностью меняет жизнь Афони своими тихими проповедями.
Наконец, кареглазая Катя — love interest в самом глубоком смысле. Там нет места для романтики: это любовь создателя к своему творению. Она смиренно ждет, когда герой «возьмется за ум», одновременно оберегая его от искушений и буквально защищая от жестокого мира.
«Мне кто-то позвонил, я подумала, это — вы». Твои молитвы услышали, Афоня. Медсестра Катя — это бог, который может быть только женщиной.