25 декабря на экраны выходит рождественский эпизод культового сериала Doctor Who — последний для нынешнего исполнителя главной роли Питера Капальди и первый для Джоди Уиттакер, первой женщины в роли Доктора. Специальную серию «Дважды во времени» можно будет увидеть в кинотеатрах 50 городов России. Ну а мы вспомним, какие исторические персонажи становились героями Doctor Who.
Сериал Doctor Who (название которого часто переводят как «Доктор Кто», хотя более точным вариантом будет «Какой Доктор?» или даже «Что еще за Доктор?») выходит на канале BBC с 1963 года, став старейшей фантастической программой на телевидении. Первые сезоны были еще черно-белыми, но уже тогда в них появились фирменные детали, остающиеся неизменными и полвека спустя: знаменитая мелодия начальных титров, бессмертный главный герой, способный менять лица, и его космический корабль – он же машина времени – замаскированный под полицейскую будку образца 1950‑х годов.
«Доктор» задумывался как образовательная передача, авторы которой хотели рассказывать британским школьникам про Древний Рим, елизаветинскую Англию и колонизацию Америки. Как заставить школьников смотреть исторические фильмы? Нужно сделать исторических персонажей частью фантастических сюжетов, где императоры будут действовать на одном поле с инопланетянами, а быт первобытных людей можно будет рассматривать глазами путешественников во времени. Такой подход обеспечил сериалу долгую жизнь и любовь нескольких поколений подростков и их родителей. Другим фактором успеха стал неожиданное решение сделать главного героя – того самого Доктора – способным «регенерироваться», в один прекрасный момент меняя свой внешний вид. Это позволило безболезненно менять уходящих актеров, которые не успевали наскучить зрителям.
В разное время союзниками или противниками Доктора становились королева Виктория, Людовик XV и мадам Помпадур, Чарльз Диккенс, Альберт Эйнштейн, Уильям Шекспир, Агата Кристи, Адольф Гитлер и многие другие исторические личности. К некоторым из них сценаристы питают особую слабость, время от времени возвращая их на экран: скажем, королева Елизавета I даже вышла замуж за Доктора, хотя среди поклонников сериала не утихают споры о том, был ли брак консуммирован. Английский премьер-министр Уинстон Черчилль в мире Doctor Who стал большим другом главного героя, который, в свою очередь, несколько раз вносил вклад в Битву за Британию.
Пожалуй, наиболее яркими образами в сериале стали Винсент Ван Гог и Ричард Никсон. Первого играет характерный актер Тони Карран, которому обычно достаются роли жуликов и воров. В «Докторе» же он изображает безумие гения с реализмом, не свойственном детским фантастическим фильмам. Глубокие и нездешние работы Ван Гога сценаристы объясняют не склонностью к употреблению абсента, а тем, что художник слышал цвета – навык, которые помогает ему не только рисовать подсолнухи, но и спасать французскую глубинку от потерявшегося инопланетянина.
Ричард Никсон, в свою очередь, в сериале выступает в свойственном ему образе организатора (или жертвы) масштабной теории заговора. Британские телевизионщики работают тут в унисоне с традиционно «демократическим» Голливудом, откровенно высмеивая незадачливого президента-республиканца, которому в какой-то момент приходится смириться с тем, что в ФБР служит агент-гей. Неудивительно, что старик поспешил уйти в отставку!
Оставаясь на экранах больше пятилесяти лет, Doctor Who учит зрителей нескольким простым, но важным истинам. Во-первых, история – это не истлевшие страницы и замшелые памятники, а живые сюжеты, достойные некоторого ревизионизма. Во-вторых, национальные герои и мировые лидеры не обязательно должны быть позолоченными истуканами, над ними можно и нужно смеяться. И, наконец, в‑третьих, добро всегда побеждает зло. Даже если иногда для этого приходится прибегать к помощи странного пожилого инопланетянина, прилетевшего спасать нас в замаскированном под винтажную будку космическом корабле.
Прокат рождественского эпизода в российских кинотеатрах организовали Британский Совет и арт-объединение CoolConnections. Полная версия этой заметки была написана для исторического журнала «Дилетант».