Документальные фильмы позволяют узнать историю из первых рук и понять мотивы действий людей, государств и корпораций. А ещё документалки помогают разобраться в устройстве мира и объясняют, что такое хорошо и что такое плохо, — в общем, учат жизни. Специально для «Мела» я выбрал несколько фильмов, которые совершенно необходимо посмотреть самим и показать детям.
«Шоа» (1985)
О чём: Французский режиссёр Клод Ланзманн много лет интервьюировал бывших узников и надзирателей нацистских концлагерей и пассивных очевидцев происходившего. Некоторых собеседников он снимал тайно: такой спорный подход не только стоил режиссёру избиения недовольными немцами, но и обеспечил невероятный уровень откровенности. Отснятые 350 часов интервью превратились в невероятный девятичасовой фильм. Один из самых ярких моментов: признание машиниста составов в лагерь смерти Треблинку, который понимал, что ждёт его пассажиров, и мог работать только после того, как выпьет водку.
Почему нужно смотреть: Сразу после окончания Второй мировой войны люди ужаснулись преступлениям нацизма — и даже решили о них забыть. «Шоа» вернул голос жертвам и превратил осуждение Холокоста в важную часть современного общественного диалога.
«Рождённые в СССР» (1991−2012)
О чём: Монументальный проект режиссёра Сергея Мирошниченко исследует жизнь одних и тех же героев с интервалом в семь лет. В первом фильме серии мы видим семилетних детей, во втором — уже 14-летних подростков. К четвёртому фильму героям уже по 28 лет — они выросли вместе со страной. И главное, история не заканчивается. В следующем году начнутся съёмки следующей серией. По замыслу режиссёра, сериал будет продолжаться до семидесятилетия героев.
Почему нужно смотреть: Судьбы двадцати героев стали иллюстрацией турбулентных социальных изменений на территории Советского Союза. Один переехал из Бишкека в Новосибирск, другой — из России в США. Герои фильма были очевидцами военных конфликтов в бывших союзных республиках, служили в армии разных стран, женились, разводились, рожали детей, открывали бизнес и работали в колл-центрах. В это зеркало постсоветской жизни можно смотреть бесконечно.
«Обыкновенный фашизм» (1965)
О чём: Двухчасовая картина советского классика (и автора нескольких фильмов о Ленине) Михаила Ромма, которая была снята к 20-летию победы над гитлеровской Германией, рассказывает об ужасах нацизма, используя его главное оружие — нацистскую пропаганду. С помощью монтажа, музыкального сопровождения и закадрового комментария (который читает сам режиссёр) Ромм превратил кинохронику Рейха в смертельный приговор нацистам.
Почему нужно смотреть: Антифашистский фильм получился у Ромма антитоталитарным в более широком смысле. Современники видели в картине параллели с советской жизнью и восхищались смелостью автора. Полвека спустя в «Обыкновенном фашизме» можно искать (и при желании найти) сходство с современной Россией.
«Цвет нации» (2013)
О чём: Журналист Леонид Парфёнов продолжает исследовать события, людей и явления, без которых нас сложно представить и ещё сложнее понять. Здесь его интересует даже не портрет пионера цветной фотографии Прокудина-Горского, а то, как изменились за 100 лет снятые им места. От Вологодской области до Санкт-Петербурга и от Твери до Тулы — Парфёнов идёт по стопам Прокудина-Горского и рассказывает в своей фирменной манере о России, которой давно нет.
Почему нужно смотреть: Фильм Парфёнова показывает, какой красочной была страна, знакомая нам исключительно по чёрно-белым кадрам. Самый запоминающийся момент: три девушки в разноцветных сарафанах, которые держат в руках тарелки с ягодой. Эти прапрабабушки сегодняшних школьников — символ дореволюционной России.
«Неудобная правда» (2006)
О чём: «Я бывший будущий президент Соединённых Штатов» — любит повторять Альберт Гор, который все 1990‑е был вице-президентом Билла Клинтона, а в 2000 году не стал президентом, хотя, по сути, выиграл выборы у Джорджа Буша-младшего. Чем заняться влиятельному человеку после завершения политической карьеры? Гор стал проповедником глобального потепления. Его документальный фильм «Неудобная правда» рассказывает о причинах и возможных последствиях резкого потепления. Фильм получил два «Оскара» и принёс самому Альберту Гору Нобелевскую премию мира «за изучение последствий глобальных климатических изменений, вызванных деятельностью человека, и выработке мер по их возможному предотвращению».
Почему нужно смотреть: Две трети зрителей признавались в одном из опросов, что после просмотра фильма изменили своё мнение об изменении климата. Политики начали обсуждать глобальное потепление и в итоге приняли в 2015 году Парижское соглашение о климате, в рамках которого все страны миры (кроме, по иронии судьбы, США) обязались сократить вредные выбросы.
Бонус-трек: еще пять документальных фильмов в статье на «Меле».