Россия пока только делает первые шаги в сторону так называемой «индустрии 4.0», предполагающей внедрение «интернета вещей» в промышленности. На авиасалоне МАКС-2015 «Российские космические системы» и «Ростелеком» создали ассоциацию «Национальный консорциум промышленного интернета», которая должна ускорить внедрение технологии в отечественном производстве. В этом же направлении развивается смоленский проект «Диспетчер» (ООО «ИЦ Станкосервис»). Предприниматели разработали систему мониторинга заводского оборудования, основанную на межмашинном взаимодействии. Технология показывает в режиме реального времени, куда пропадают деньги на предприятии и как избежать потерь.
Чтобы грамотно управлять производственными ресурсами, нужно отслеживать загрузку оборудования, простои и их причины, параметры выполняемых технологических процессов и так далее. В России добиться этого тяжело. Многое оборудование устарело, и управление производством часто строится на журнальном учете и спонтанных распоряжениях руководства. Человеческий фактор ставит под сомнение объективность информации, на основе которой принимаются решения. Система «Диспетчер» решает эту проблему, объединяя данные о работе оборудования в единый канал.
Система подключается к заводским станкам, собирает информацию об их работе (сколько простаивали и по каким причинам) и формирует отчеты для руководства. В случае аварии она автоматически вызывает сервисные службы.
За два года работы компания сделала больше 40 пилотных проектов. Среди крупных клиентов – Смоленский авиационный завод, самарский ракетно-космический центр «Прогресс», Уральский электромеханический завод, Костромской завод автокомпонентов и другие промышленные предприятия.
«Установили систему мониторинга на два цеха, – объясняет руководитель проекта «Диспетчер» Василий Чуранов. – Работают в две смены и не успевают. План производства госзаказа был расписан аж до 2020 года. Проанализировали данные с системы мониторинга – оптимизация сократила план на 2 года. 2 года! Умножьте 2 года на десять станков на участке и на количество станкочасов. По моим расчетам – сумма космическая. А вообще очень много моментов выясняется. От самых банальных, когда рабочие уходят на обед и не выключают гидравлику станка, до нецелевого использования оборудования. Все это видно как на ладони».