Фото с сайта irina-travina.ru.
Ирина Травина руководит компанией «[СофтЛаб-НСК](http://www.softlab-nsk.com/rus/)» и возглавляет объединение «[СибАкадемСофт](http://www.sibakademsoft.ru/)». Она занимается общественной работой в Академгородке, [ведет блог](http://itravina.livejournal.com) и [участвует в выборах](http://irina-travina.ru) депутатов Законодательного собрания Новосибирской области. В интервью metkere.com **Ирина Травина** рассказала о том, что такое инновации, о следующей научной революции и о кадровом потенциале новосибирского Академгородка.
**– Над какими проектами вы сейчас работаете?**
– Если говорить об общественной работе, то среди крупных проектов – выстраивание концепции кластера информационных технологий в рамках работы Технопарка в Академгородке, жилищная программа для сотрудников инновационных компаний и институтов СО РАН и четвертый форум «Сибирская индустрия информационных систем – 2011».
Если говорить о проектах, связанных с работой, то основные направления деятельности сейчас – это тренажер для железнодорожной сортировочной станции Тайшет и программно-аппаратный комплекс нового поколения «Форвард» для работы с цифровым ТВ-потоком.
**– Как в начале 1990‑х вам пришла в голову идея заняться программированием, созданием сложного софта, игр? Что тогда позволило вам предположить, что именно эта сфера будет активно развиваться следующие 15–20 лет?**
– В начале 90‑х просто хотелось есть, а поскольку по образованию я программист, то ничего больше делать и не могла вместе со своими друзьями. К тому же, тогда проходил достаточно резкий переход от больших компьютеров к персональным.
Персональные компьютеры каждый год становились мощнее, тут-то мы и поняли, что они в конце концов будут на столе у каждого, соответственно и программ нужно будет много и разных. Так оно и происходит.
**– За последние года полтора [инновации](http://metkere.com/2009/09/evoinno.html) разве что словом-паразитом не стали, но если забыть о всей этой [мишуре](http://metkere.com/2010/09/rock-chubais.html), что останется в сухом остатке? Что такое инновации, а самое главное – зачем ими нужно заниматься сейчас?**
– Мне нравится определение моего очень хорошего коллеги (возможно, не дословно): инновация – это территория от идеи до первого конкурента. И хотя это определение тяжело формализуется на юридический и экономический язык, оно довольно точное.
Почему этим должна заниматься Россия? Потому что наша страна кроме экспорта минеральных ресурсов занимается безвозмездным экспортом мозгов. Если этим мозгам дать возможность реализоваться здесь, в России, в Сибири, и предоставить для этого хорошие условия, они будут работать на страну. Это шанс для государства стать сильным. Других вариантов я не вижу.
**– Говорят, что новосибирский Технопарк – это утопия и иллюзия. Как можно переубедить скептиков?**
– Съездить, например, в рамках «Интерры» и посмотреть на него. Эта утопия очень неплохо смотрится в жизни. Как член экспертного совета Технопарка скажу, что очень много заявок от компаний на статус резидента, причем многие эти компании располагаются не в [Академгородке](http://metkere.com/2009/10/akademgorodok-1970s.html).
**– Какой кадровый потенциал у Академгородка? Сколько людей нужно, по вашим оценкам, софтверным компаниям, находящимся в Академгородке?**
– Кадровый потенциал – это, в первую очередь, выпускники вузов, во вторую, мигранты из других регионов и стран. Новосибирск для Сибири стал неким пылесосом, который привлекает для учебы достаточно много хороших выпускников школ. Очень хотелось бы, чтобы население города росло именно за счет этих кадров.
Наш город со своим научным и вузовским потенциалом может способствовать постоянному появлению нового высокотехнологичного бизнеса. Нет стремления перевезти все компании в одно место, это и неправильно, и бессмысленно.
В софтверном бизнесе рынок труда перегрет на некоторые ключевые позиции. Хорошие кадры нужны, они востребованы во всем мире, поэтому в этой борьбе максимум усилий с нашей стороны должно быть направлено именно на создание комфортных условий жизни и интересной и хорошо оплачиваемой работы.
**– Еще есть мнение, что институты Академгородка (как и вся отечественная наука в целом) перестали выдавать новые знания, новые чудеса. Так ли это? Есть ли сегодня у нас какие-то уникальные технологии и в каких областях нас ждут новые прорывы, следующая научно-техническая революция?**
– К счастью, это не так. Я это могу судить по тому, что знаю достаточное количество компаний, тесно сотрудничающих с институтами, продукция которых востребована на мировом рынке. Причем это не только софтверные компании, но и, например, лазерщики.
Революцию я лично жду в биотехнологиях и медицине. Главный мировой тренд – это чистая энергетика.