Фото: ESA/Rosetta/MPS for OSIRIS Team MPS/UPD/LAM/IAA/SSO/INTA/UPM/DASP/IDA.
Комета Чурюмова-Герасименко может и похожа чем-то на картошку (привет, Марк Уотни из «Марсианина»), но ее значение для нашего понимания Солнечной системы трудно переоценить. В 2015 году миссия «Розетта» Европейского космического агентства, ставшая главной научной новостью прошлого года, продолжила радовать нас неожиданными открытиями.
В январе, к примеру, ученые сообщили об обнаружении на поверхности кометы структур, напоминающих дюны. Как могут существовать дюны на комете, где нет атмосферы и очень слабая гравитация? Хороший вопрос. Наиболее вероятная гипотеза: выбросы газа и пыли играют роль ветра, а частицы вместо гравитации удерживает межмолекулярное притяжение.
Сюрпризы на этом не закончились: выяснилось, что на комете есть некое подобие климата, вызванное ее «суточным циклом». Лед на поверхности центральной перемычки кометы переходит в состоянии пара, когда центр обращен к Солнцу, а когда эта область погружается в темноту, площадь льда снова увеличивается. Правда, в отличие от привычного нам на Земле водяного цикла, кометные «облака» не выпадают на поверхность в виде дождя или снега, а улетают в открытый космос. Со временем этот процесс может полностью лишить комету ее запаса воды.
Полная версия научных итогов года опубликована в Bird in Flight.