Истории личного успеха сегодня настолько востребованы, что любой мыловар в своём инстаграме стремиться рассказать свою. Pop up театр взял в основу спектакля «Топливо» интервью драматурга Евгения Казачкова с Давидом Яном, основателя компании ABBYY, создателя электронных словарей Lingvo.
Декорации моноспектакля напоминают привычное сегодняшнему зрителю выступление перед публикой – на конференции или местном фестивале storytelling (наверняка, такой есть в любом миллионнике): проектор, экран, даже бутылку воды можно отнести к декорациям.
Дополнительных приёмов режиссёру почти не требуется, разве что иногда герой рассказывает часть истории с экрана. А ещё иногда экранный герой и герой на сцене продолжают фразы друг друга – как будто ожил один из эпизодов из жизни, где Давид был настолько измотанным учёбой, что, заходя в комнату, видел себя отделяющегося и выпрыгивающего в окно. «Это не было галлюцинацией, это было состояние, когда мозг додумывает».
Физики – волшебники, и это детское впечатление настолько сильное, что уже с 8 класса герой решает поступить на Физтех в Долгопрудном, и так его поглощает эта магия, что даже «китаец» в графе национальность в паспорте не могут его остановить.
Простая мечта о машине заставляет взять на себя обязательства, а ответственность – отказаться от мечты стать учёным, не оправдать надежды родителей и научного руководителя – настоящего кумира.
Самые сильные эпизоды «биопика» сегодняшний молодой бизнесмен вряд ли сможет соотнести со своей жизнью. Кому из них приходилось несколько суток провести на чердаке психиатрической больницы, в которую пришёл только для того, чтобы навестить друзей в факультета? Кто из них может сказать, что у их вуза была чуть ли не своя психбольница – 80% пациентов находящейся рядом с МФТИ психбольницы были студентами института.
Это история о целеустремлённости, о выборе, о воспитании, об осознании своей роли для человечества и о том, где брать силы, «топливо», обычному человеку.
Несмотря на подчёркнутую схожесть с тренингами личностного роста, спектакль Семена Александровского затрагивает все аспекты, из которых складывается человеческая жизнь. Воспитание и окружение, влияние роли семьи в детстве и поддержки близких в будущем, роль учителя-мэтра, будь то тренер, отец или научный руководитель, даже политика – всё это заложило в героя необходимые качества.
«Топливо» – логичное продолжение традиций документального театра, способное не только заменить любой тренинг, но и показать детям, почему им с детства важно тренировать волю. Что ЕГЭ тут ни при чём.
В Новосибирске спектакль «Топливо» показали в рамках Рождественского фестиваля искусств.