Фото: Paul Bence / Unsplash.
Крупнейшие игроки рынка продали почти 100 миллионов устройств виртуальной реальности — Google Cardboard, Samsung Gear VR, Oculus Rift, Playstation VR и других — в 2016 году.
С одной стороны, 96% продаж пришлось на дешевый Cardboard, с другой — в этой статистике не отражена ситуация в Китае, где каждый месяц продают сотни тысяч VR-устройств. Дополненная реальность не отстает от виртуальной: Pokemon Go принес 600 миллионов долларов только за первые три месяца.
«Виртуальная реальность добавляет пользовательскому опыту глубину, а чем лучше будет такой опыт, тем лучше станут связи между людьми, — уверен Жан-Кристоф Бони, руководитель отдела стратегии и исследований лондонской Oxymore Inc. — Это сделает более «социальной» саму концепцию социальных сетей».
Социальный потенциал виртуальной реальности огромен, поэтому, например, в нее инвестирует Facebook. При этом стоимость гаджетов снижается, их возможности расширяются, а популярность виртуальной реальности будет только расти. По оценке экспертов, к 2021 году объем мирового рынка VR и AR составит 108 миллиардов долларов.
Уже сегодня VR/AR — это не только игры и развлечения. Одна из интереснейших сфер применения виртуальной реальности лежит в медицинской области. С помощью дополненной реальности сейчас учат будущих хирургов, а скоро она начнет применяться в настоящих операционных. В частности, хирурги смогут подготовиться к операции, изучив трехмерную модель того или иного органа пациента. А Microsoft предлагает использовать технологию HoloLens для подготовки операционных: часто успех операции зависит от освещения, расположения инструментов и положения пациента.
Кроме того, виртуальная реальность уже сейчас используется для лечения фобий и посттравматического синдрома, физиотерапии для восстановления пациентов после операций.
Британские школы начали внедрять виртуальную реальность в учебный процесс. VR позволяет учителям показать практически любой предмет вместо того, чтобы его объяснять. На уроках биологии ученики могут прогуляться с динозаврами в VR, а на уроке истории — изучить в деталях быт древних римлян. Кроме того, виртуальная реальность в школе — это возможность приобщить учеников к лучшим театральным постановкам и организовать международную коллаборацию со сверстниками из других стран.
Бурный рост «виртуального» рынка ставит вопрос о том, как люди будут взаимодействовать с новыми технологиями, которые станут массовыми. По мнению Жана-Кристофа Бони, есть опасность, что люди начнут предпочитать виртуальную реальность настоящей жизни:
«Большинство людей недовольны своей жизнью и мечтают о лучшем, — говорит Бони. — Думать, что в соседском саду трава зеленее — это часть человеческой природы. Когда технологии позволят сделать VR-опыт неотличимым от реальности, появится куча людей, которые захотят жить в полностью виртуальном мире. Там они получат второй шанс, смогут воплотить свои мечты, наконец сделать правильный выбор, а не как обычно».
Виртуальная реальность поставит много этических вопросов о влиянии технологий на поведение людей, их душевное здоровье и общество в целом, но сейчас об этом никто не думает, заключает Жан-Кристоф Бони.
Статья написана для Geek Picnic и Rusbase.