Фотографии: Нурлан Тайиров.
Меня зовут Нурлан Тайиров, я профессиональный художник, занимаюсь монументальной живописью, в том числе мозаикой, и
эту заметку меня попросил написать мой друг Илья Кабанов, редактор альманаха metkere.com. Мозаика – обширное понятие, ведь она подразумевает весь спектр техник создания изображения из отдельных частиц. В физическом смысле этими частицами могут быть самые различные материалы: камни, смальты, стекло, керамика, бисер, раковины и моллюски, детали механизмов и так далее. Методы их совмещения столь же различны: римская, флорентийская, ломоносовская, пиксельная, трэш-мозаика и другие – все они складываются по своим особенным правилам. Далее я изложу свое понимание мозаики как искусства и опишу процесс создания некоторых ее разновидностей.
Я думаю, что основная суть мозаики – в ее сложности и качестве изображения. Само слово «сложность» говорит о сложении, сумме отдельных частей как единого целого. Здесь синонимом мозаики выступает слово «композиция» (лат. compositio — составление, соединение). Дело в том, что по большому счету изобразительное искусство – это способ мышления, процесс постижения. Чем дальше удалось продвинуться художнику на пути искусства, тем сложнее его произведения. Поэтому для меня мозаика – это всегда композиция, законченное сложное изображение. И хотя изначально главным причиной применения мозаики была ее уникальная долговечность, способность украсить архитектурное пространство на длительное время, то по мере дальнейшего движения искусства она становится процессом мыслительным. Например, в храмовом искусстве мозаичный набор по своей сути продолжает идею строительства храма камня за камнем, кирпич за кирпичом, то есть, создание внутреннего изобразительного пространства идет тем же структурным путем, в диалоге с архитектурой. То же самое можно сказать и о мозаиках Самарканда и Бухары – это искусство философское, а не облицовочное.
По своему характеру мозаику можно разделить на два направления: монументальную (связанную с архитектурой) и декоративно-прикладную (связанную с предметами). Как художник-монументалист я буду говорить о первой и расскажу кратко о технологии. Мозаика в самом классическом ее представлении – это римская мозаика, набираемая из натурального камня и смальты, колотых на множество модульных элементов. Именно технология расколки, или подколки, стало ключевым поворотом в развитии мозаики. Первые античные мозаики выкладывались из цельной гальки, размер и форма которой не допускали подробной моделировки. Появление смальты – каменного окрашенного стекла – позволило мозаичисту работать с колотым цветным модулем разной величины и формы, и, соответственно, создавать более сложные изображения. Заранее наколотые кусочки камня укладывались в связующий раствор – известковый или цементный, и мозаика создавалась непосредственно на месте ее дальнейшего существования, в полу или на стене.
В наше время мозаики собирают в мастерских на переносные основы – бумагу, сетку, шифер и так далее. Современные материалы расширяют возможности переноса и монтажа, набор можно проводить на временную основу – рекламную монтажную пленку или пластилин, затем мозаика с лицевой стороны временно заклеивается и переворачивается, а обратная сторона освобождается от пленки или пластилина и заливается бетоном в плиту. При большом размере мозаики ее выполняют фрагментами, которые затем стыкуются на месте. В этом случае есть смысл использовать другой способ: к стене крепится пленка, затем армирующая полимерная сетка, которая промазывается тонким слоем цементного клея, после высыхания на него наносится рисунок будущей мозаики, и по контурам которого на клей той же марки приклеиваются первые камни. Набор изображения начинается с рисующих линий, которые очерчивают наиболее важные контуры и узлы, и от них в дальнейшем строчками выкладывается наполнение формы, фона, и так до последнего камня. В итоге мозаика оказывается выложенной на стене в виде жесткого тонкого висящего ковра, который затем открепляется от стены и транспортируется к месту монтажа. Сравнительно малый вес этой «корочки» позволяет клеить ее на стену здания без применения анкеров и прочего крепежа.
На этом примере я завершу первый пробный подход к теме мозаики. Я задал себе вопрос, чем привлекательна мозаика? Для меня ее притяжение складывается из рукотворности и особенного подхода к постижению смысла изображаемого. Об этом очень хорошо высказался известный российский художник Александр Давидович Корноухов, рекомендую к прочтению одно из его интервью.