Директор Центра изучения терроризма и контртерроризма при Лейденском университете Эдвин Баккер (Edwin Bakker) рассказал metkere.com о том, почему террористы выбирают Волгоград целью своих атак и как российским властям стоит бороться с ними.
— В Волгограде произошло три террористических акта за 2,5 месяца. Почему террористы атаковали именно этот город и почему, на ваш взгляд, правоохранительные органы не могут им помешать?
— Думаю, преступники понимают, что российские власти нервничают из-за приближающихся Олимпийских игр в Сочи и хотят показать миру, что у них все под контролем. Теракты в Волгограде оказывают давление на власть и помогают тем, кто за ними стоит, привлечь международное внимание. Так что террористы просто хотят использовать эту возможность накануне олимпиады. Это ответ на вопрос «почему сейчас». Но почему именно Волгоград? Очень часто террористы атакуют места, которые им хорошо известны (например, где они живут или работают) – именно это могло произойти в Волгограде. Если причина в этом, то очень плохо, что местная полиция и спецслужбы не смогли предотвратить третий теракт.
— Какую цель преследуют террористы в этих случаях?
— Я не слышал, чтобы кто-то взял на себя ответственность за теракты, но их связь с северокавказскими группами не является невероятной. Достигли ли террористы своих целей? Не думаю, что российское правительство переосмыслит свою политику на Северном Кавказе или изменит контртеррористические стратегии. Но еще один теракт, особенно, если он произойдет ближе к Сочи, может серьезно испортить репутацию президента Путина и российской власти в целом. Такой репутационный ущерб сам по себе может быть главной целью террористов.
— Какой стратегии следует придерживаться российским властям, чтобы победить терроризм на юге страны?
— Я вряд ли могу давать советы в этом случае. Ситуация очень неоднозначная и затрагивает много различных групп влияния. Сопутствующий ущерб в борьбе с сепаратистами и террористами в прошлом был слишком велик и негативно повлиял на правопорядок в этой части России. В долгосрочной перспективе жестокость только увеличивает террористическую опасность. Инвестиции в верховенство закона – таким был бы мой ответ, но, полагаю, в ближайшие недели основное внимание будет уделено суровым репрессивным мерам и защите олимпийских объектов (в чем есть смысл в настоящий момент).