Фото: [КРЖ](http://www.crj.ru).
Меньше недели остается до ликвидации РАО ЕЭС, после которой Анатолий Чубайс, очевидно, останется без работы на какое-то время. Аналитики высказывают [предположения](http://www.kommersant.ru/news‑y.aspx?NewsID=129607) о его будущем трудоустройстве, сам же Чубайс пока озвучил (вероятно, в шутку) только желание выйти на пенсию.
С [точкой зрения](http://metkere.com/2008/06/prohanov.html) писателя Проханова вы, вероятно, уже знакомы, а вот как [провожает](http://www.vedomosti.ru/newspaper/article.shtml?2008/06/25/152448) Чубайса на предполагаемую пенсию президент Института энергетической политики Владимир Милов:
> – Я не из числа огульных критиков Анатолия Чубайса. Его позитивная роль для российской электроэнергетики (и не только) неоспорима. Чубайс пришел в непрозрачную отрасль, разъедаемую неплатежами, долгами и убытками, энергосистему, перманентно работавшую с пониженной частотой электрического тока. Оставляет после ухода – качественно иную электроэнергетику. Однако паутина тактических компромиссов и ориентация преимущественно на промежуточный результат, взятые на вооружение в ходе продвижения реформ, безнадежно затянули преобразования, размыли их смысл, не сделали основные результаты – свободное ценообразование и конкуренцию – необратимыми. Уход Чубайса из отрасли не может не оставить впечатления неоконченной работы.
Год назад, выступая на семинаре [Клуба региональной журналистики](http://www.crj.ru), Анатолий Чубайс сам сформулировал некоторые итоги энергореформы:
> – Я бы мог перечислять целый ряд эффектов рынка. Я убедился в том, что как-то давно знал, а потом забыл. Но я знал точно, что рынок – это самое величайшее изобретение человечества за последние две тысячи лет.
«Утвержденная программа предусматривает в 2006–2010 годах объем ввода мощностей, недостижимый в советские времена – 41 тысячу мегаватт, – рассказывает Чубайс. – Только в 2010 году мы введем 22 тысяч. При этом максимальный объем годовых вводов в СССР был 9 тысяч мегаватт».
«Реформа – это основа развития, – продолжает Анатолий Чубайс. – Независимо от того, какой была поддержка, каково было отношение к тем, кто это делал. Без нее двигаться невозможно. Пока ты пробиваешь реформу, ты получаешь все противостояния, все виды обвинений и претензий, начиная от обвинений в шпионаже в пользу ЦРУ и «Мосада», заканчивая уж не знаю чем. Но когда реформа завершается, тебе говорят: «Ну, давно ясно, что это надо было сделать. Можно было, конечно, сделать лучше, но уж ладно». Страница перелистывается».