Лубочный портрет Ермака.
Легендарного покорителя Сибири знают все, но каким он был на самом деле? Разбираемся в том, что известно историкам.
Возглавил отряд казаков, отправился в Сибирь, сражался с ханом Кучумом и утонул в реке — этим набором сведений исчерпывается представление большинства людей о Ермаке Тимофеевиче. Удивительно, но достоверных данных о нем не многим больше.
Мы даже не знаем, как на самом деле звали героя. Одни источники называют его Ермаком Тимофеевым, другие — Ермолаем Тимофеевичем Токмаком. Токмак — это казацкое прозвище Ермака, записанное автором одной из летописей. В другом воспоминании фигурирует возможная фамилия — Повольский или Поволский, и якобы настоящее имя — Герман.
Некоторые летописцы производят его имя от Еремея или Еремы. Наконец, один иркутский историк утверждает, что полностью имя Ермака звучало как Василий Тимофеевич Аленин. Показания расходятся, как сказали бы в детективном сериале.
Подведем промежуточный итог: фамилия точно неизвестна, имя — то ли Ермак, то ли Ермолай, а может вообще Василий, но отца точно звали Тимофеем. Не густо, прямо скажем.
А что насчет внешности? Прижизненных портретов Ермака не сохранилось, так что все известные изображения остаются плодом воображения художников. К счастью, остались воспоминания современников.
В частности, великий русский картограф и строитель Семен Ремезов, отец которого лично знал некоторых участников сибирского похода Ермака, так описывает его внешний вид:
«Вельми мужествен, и человечен, и зрачен, и всякой мудрости доволен, плосколиц, черн брадою, возрастом середней, и плоск, и плечист».
Под возрастом здесь следует понимать рост.
Получается, что Ермак Тимофеевич был коренастым и темноволосым бородачом среднего роста. Определенно не богатырь, каким его часто рисует фольклор.
Таким же, кстати, выглядит Ермак и в одноименном российском сериале. Главный герой «Ермака» больше похож на былинного персонажа, чем на исторического деятеля. Он пострадал от «басурман», много лет провел в заточении, сбежал, подружился с казаками, возглавил их отряд, грабил купцов, побывал в крымском плену, опять сбежал, поступил на службу к промышленникам, победил сибирского хана и героически погиб. Не жизнь, а лубочное переложение гомеровского эпоса.