Рецензии, Театр «Таланты и поклонники» Миндаугаса Карбаускиса

04.02.13 16:59

Таланты и поклонники Фото: Виктор Дмитриев.

Спектакль «Таланты и поклонники», поставленный Миндаугасом Карбаускисом в Театре Маяковского, прошел на сцене новосибирского «Глобуса» еще в ноябре, но дела сомнительной степени важности мешали мне написать заметку про него. Пора исправить это досадное упущение.

Карбаускис препарировал пьесу Островского смелым, но логичным образом: решив, очевидно, что «спектакль про театр» – жанр сам по себе весьма специфичный, он довел его условность до предела, поместив персонажей и канонический, по школе еще знакомый, текст в парадоксальные декорации. Внушительный короб из ржавого железа опускается и поднимается, вращающийся круг выталкивает героев на авансцену, где они произносят несколько реплик, после чего уносятся той же конструкцией прочь от зрительских глаз – вся эта сложносочиненная механика даже не намекает, а говорит открытым текстом: «Ребята, вы пришли в театр и смотрите спектакль про театр же».

Сценография Сергея Бархина – это, вообще говоря, главное действующее лицо в постановке Карбаускиса. Следить за непрерывным движением охровых декораций гораздо интереснее, чем за актерской игрой. Актеры, в свою очередь, прекрасно понимают, что конкурировать с бархиновскими изобретениями им не по силам и тратят большую часть времени на безуспешную борьбу с вращающимся основанием, высчитывая в уме, куда поставить ногу в следующую секунду. Учитывая однотонность коричнево‐бежевых костюмов, метафора становится кристально прозрачной: микроскопические муравьи снуют туда‐сюда, рискуя быть раздавленными, обсуждают какие‐то свои микроскопические проблемы, не замечая огромного мира вокруг себя.

Такими же муравьями, по сути, оказываются и зрители. Когда вращающийся диск сцены впервые выносит Игоря Костолевского на передний план, зал наполняется шепотом срывающимся на крик: «Костолевский! Костолевский! Ох, какой… Господин Костолевский! Хорош, ой, хорош. Постарел, конечно, но какой же он все равно Костолевский».

Условность возводится в абсолют и обрушивается под собственным весом.

Спасибо театру «Глобус» за приглашение на спектакль!

Понравилась заметка? Получайте еженедельный дайджест наших лучших материалов: