В многочисленных наскальных рисунках пещер Испании и Южной Франции можно насчитать около 4000 изображений различных животных. Треть из них – лошади, среди которых встречаются особи и пятнистой расцветки, белые в черный горох. Между тем, такая пегая масть была выведена человеком лишь много тысячелетий спустя. Поэтому подобные рисунки всегда считались лишь плодом буйного воображения доисторических художников.
Исследовательская группа во главе с генетиками Арне Людвигом (Arne Ludwig) и Михаэлем Хофрайтером (Michael Hofreiter) недавно, казалось бы, подтвердила эту гипотезу. ДНК-анализ лошадиных костей, датируемых 1–12 тысячелетиями до н.э. показал наличие только двух основных мастей – черных вороных и коричневых гнедых. К слову, лошади именно этих цветов преобладают и в наскальных рисунках.
Однако, исследование, проведенной этой же группой на сибирских образцах от 2–20 тысячелетий до н.э. опровергло предыдущие выводы. В них были найдены мутации, отвечающие за появление пятнистой окраски. По предположению ученых подобная окраска была весьма удобна для маскировки, но с отступлением в 14 тысячелетии до н.э. ледника, стала не просто излишней, но еще и опасной. Дело в том, что лошади пегой раскраски также обладают генными мутациями с развитием полной слепоты в темное время суток.
Так что пещерные художники оказались реалистами. Впрочем, Жан Клотт (Jean Clottes), французский эксперт по наскальной живописи, призывает не забывать и о возможном сакральном смысле пятнистых изображений лошадей.