В мае 1991 года в американском журнале Sports Illustrated появилась статья про молодого советского спортсмена, олимпийского чемпиона по греко-римской борьбе Александра Карелина. В материале, который назывался A Bruiser And A Thinker («Силач и мыслитель»), Карелин рассказывает о любимых писателях, драках с пьяницами и покупке холодильника.
Мы решили опубликовать замечательные фотографии и краткий пересказ статьи из капиталистического журнала.
Двадцатитрехлетний Александр Карелин приехал из Советского Союза в Пенсильванию для участия в показательных выступлениях. Пока самый сильный борец мира, чей рост составляет 190 см, а вес – 130 кг, отдыхает на диване в лобби гостиницы, на него мало обращают внимания постояльцы и гости отеля. «Люди моих размеров обычно не очень гибкие», – говорит Карелин и озорно улыбается.
Он встает и подходит к люстре, висящей примерно в двух с половиной метрах над полом, поднимает ногу прямо над головой и слегка подталкивает люстру своей кроссовкой пятидесятого размера. Теперь его замечают. «Что делает этот человек?» – кричит женщина, пока Карелин возвращается на свой диванчик. Потирая оттопыренные уши, он смотрит на раскачивающуюся люстру и улыбается как школьник.
«Я не нравился себе, пока не начал заниматься борьбой, – вспоминает чуть позже Карелин за пиццей (девять кусков) и яблочным соком (шесть больших стаканов). – Борьба помогает проще ко всему относиться. Хотя время от времени я хочу стать опять маленьким и незаметным. Подростки, заметив меня, смеются: «Посмотрите на этого парня! Его ноги! А уши!» Пенсионеры, глядя на мое лицо, шепчут: «О, боже! Уголовник!»
«Еще я любимчик всех пьяниц и других товарищей, желающих проверить себя в драке со мной, – добавляет Александр Карелин. – Конечно, я рад имеющейся у меня силе. Она дает мне уверенность. Когда я купил холодильник, то сам поднял его по лестнице в свою квартиру на восьмом этаже. Я понимаю, что я не самый обычный человек. Я мог бы выигрывать соревнования с достаточно приличным счетом, но, поскольку я нетипичный человек, я всегда должен выигрывать необычным образом».
Его невероятные победы вызывают подозрения у некоторых. Хотя Карелин прошел все доппинг-тесты, отдельные скептики уверены, что такого телосложения без стероидов нельзя было добиться. Другие считают, что своим размером он обязан гормонам роста; они даже дали советскому борцу прозвище – Эксперимент.
«Это нормально, – говорит Карелин. – Завидовать чьему-либо успеху – часть человеческой природы. Я участвовал в каждом официальном доппинг-контроле. Я прохожу даже те тесты, которые не обязан проходить. Я делаю это добровольно, потому что никто не верит, что все это у меня от природы».
«Он просто уникален, – объясняет советский тренер Вячеслав Миронов. – Он из Сибири, вот что важно. Там иногда рождаются такие люди. Суровый климат закаляет организм».
Новосибирск – промышленный город с населением 1,4 миллиона человек, расположенный в 1750 милях к востоку от Москвы. Его жители привыкли к зимним морозам до минус 45 градусов. Месяцами они бродят по заснеженным тротуарам, закутанные в шарфы и шубы. Дни короткие и мрачные. Застроенные серыми зданиями улицы упираются в бесконечные хвойные леса.
Сегодня среди этих серых зданий расположены более 100 университетов и научных институтов, всемирно признанный оперный театр, балетная труппа и цирк.
«В моей стране каждый знает, что в Сибири есть только медведи и больше ничего, – говорит Карелин. – Но у нас свои представления о Сибири. Зима – лучшее время года в Новосибирске. Счастливые раскрасневшиеся лица. Дети катаются на коньках или салазках. Весь город укутан снежным одеялом с сияющими тысячей цветов снежинками».
Спортивные заслуги дали Карелину значительные привилегии: он получил – большая редкость в Советском Союзе – собственную квартиру, две машины и даже встретился с Михаилом Горбачевым. Саша – так его называют в России – много читает, «чтобы узнавать о людях», особенно о советских людях. Толстой, по его словам, «не имеет отношения к современной советской жизни», поэтому он не очень его любит. А вот Солженицын, Булгаков и Есенин ему нравятся гораздо больше.
«Мои предки приехали в Сибирь против своей воли. До и после революции сюда ссылали прогрессивных и умных людей. Новосибирск – необычный город. Здесь живут очень интеллигентные и тонкие люди. Посмотрите хотя бы на меня!» – смеется Александр Карелин.