Журналист и медиатренер Виктор Юкечев работал в газете «Молодость Сибири», Агентстве печати «Новости», еженедельнике «Сибирская газета». С 2003 года руководит Институтом развития прессы-Сибирь. В интервью metkere.com Виктор Юкечев рассказал о будущем районной прессы, перспективах мультимедийной журналистики и совместном решении общественных проблем.
– Вы возглавляете Институт развития прессы-Сибирь. А стоит ли вообще развивать прессу в условиях все большего господства интернета?
– Мы имеем в титуле слово «пресса» по наследству – со времени, когда газеты и журналы занимали определяющее место, а интернета еще никакого не было. В провинции это был наиболее часто потребляемый формат массовой информации. Но скоро тем масс-медиа, которые существуют только на бумаге и никак больше с аудиторией не взаимодействуют, не будет места на рынке.
Молодое поколение все реже пачкает руки о газеты и ищет информацию в других местах. И самое главное – занимается информационным самообслуживанием. Социальные сети и блоги – это и есть информационное обслуживание самого себя. Я подписался на тех, кому верю и кто мне интересен, и из этого формирую свою информационную повестку дня.
Но будущее у газет есть – у тех из них, кто готов стать мультимедийной медиакомпанией, кто будет предоставлять информацию, мнения и все остальное в любую точку мира, на любых носителях и в любое удобное для получателей время. Такие компании уже формируются, причем на базе обычных газет, которые начинали с тупого копирования на сайты информации, опубликованной до этого на бумаге.
– А сейчас они другие?
– Сейчас они вынуждены трансформироваться в формат информационных интернет-агентств, у которых нет ограничений объема контентного наполнения и лимита времени («в верстку!», «в печать!») – они зависят от количества и реального времени появления новостей. А уже обладая этим информационным ресурсом, можно делать газеты и для элитной публики, и для любой другой.
Я думаю, что в будущем ежедневных газет не будет, но будут еженедельные – с каким-то количеством интересной аналитики и комментариями для своей целевой аудитории.
– То есть, газеты станут журналами? А что будет собственно с журналами?
– Ну, с журналами как раз ничего трагического не случается. Особенно с теми, которые современные и качественные, типа «Эсквайра», «Сноба». А вот такие журналы, как «Огонек», которые болтаются из ниши в нишу, – им трудно.
– Есть ли будущее у районной прессы?
– Уже пять лет действует федеральный закон, который разрешает органам местного самоуправления «учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, иной официальной информации». Казалось бы, все понятно: газеты «общего содержания» они учреждать и содержать за счет своего бюджета не могут. Но что такое «иная официальная информация» – сие есть тайна великая и, с точки зрения нашего права, неразрешимая. И вот, закон живет сам по себе, а органы власти – сами по себе. И как часто бывает у нас в стране, пришел барин и сказал: «Доколе?». Нынешний президент в прошлом году так и сказал в послании к Федеральному собранию: «Органы власти не должны быть владельцами заводов, газет, пароходов».
И сразу вся «вертикаль власти» задумалась-запечалилась. И появились «смелые намерения» – пора, мол, начинать что-то вроде денационализации СМИ. В некоторых регионах уже есть какой-то опыт создания медиа-холдингов, но все равно под контролем региональной власти. Там схема примерно такая: деньги собирают на лучших газетах, куда продается реклама, и за счет этого дотируются газеты в депрессивных районах, где слабые рекламные рынки.
– Как вы оцениваете жизнеспособность такой схемы?
– Это временный и ущербный вариант – долго так продолжаться не может, это не стимулирует развитие слабых рынков. В каждом районном центре должна складываться своя рыночная инфраструктура – свои многофункциональные медиакомпании, открытые для граждан, где они будут принимать участие: спорить, возражать, иметь влияние, когда это необходимо. Все это может позволить только интернет. А до тех пор люди будут чувствовать себя обманутыми существующей прессой.
Есть такой термин – информационное неравенство. Это когда согласно своему статусу люди обладают разной возможностью понимать, что происходит, и, следовательно, принимать адекватные решения. Отсюда и идут основные поражения в правах. Если я, например, знаю, что завтра состоится дефолт, то я снимаю деньги во всех банках и отправляю их в валюте куда-то, а тот, кто не узнал, тот и лишился своих накоплений.
Все начинается с соблюдения или поражения права на информацию. Если люди через включенность во все процессы понимают, что и почему происходит, и понимают, что они сами могут изменить, у них есть перспективы. Районные газеты, как самые близкие к людям, могут тут сыграть важную роль и стать теми информационными центрами, которые необходимы гражданам.
Мы, называясь Институтом развития прессы, пытаемся для начала «инфицировать» местные масс-медиа идеей стать такими центрами, которые стараются удовлетворить абсолютно все информационные потребности всех граждан, конкурируя с такими медиапорталами, как, например, НГС в Новосибирске.
– Как они могут конкурировать?
– Есть такая концепция – Complete Community Connection (полное объединение сообщества). Ее мы стараемся внедрять в местных газетах. У которых есть, конечно же, свой веб-сайт. Тогда на страницах «газетного сайта» люди смогут не только получать, но и отдавать информацию, что-то покупать и продавать, спорить, комментировать. Эта концепция реализуется непросто, и ее автор Стив Баттри (Steve Buttry) у себя на родине, в Америке, тоже ее внедряет со сложностями, потому что необходимо переучивать всех журналистов и всех менеджеров, и немного читателей тоже.
У тех, кто начинает это делать у нас, в России, в Сибири – у издательского дома «Алтапресс», например, у них это очень динамично раскручивается, и уже виден результат. А у газеты «Курьер. Среда. Бердск», которая вышла на медиа-рынок Бердска позже всех конкурентов и успешно развивается именно по такой модели, сегодня на сайте больше 5 тысяч ежедневных посетителей при 90 тысяч жителей города. При том, что они там не единственный ресурс.
– С какого момента люди стали из пассивных потребителей становиться активными?
– Я бы ответил так: это происходит на наших глазах. Не секрет, что в России блогосфера развивается темпами, превышающими темпы Европы и Америки. Но там блогосфера – это не сфера информационного, событийного самообслуживания. Там основные сведения люди черпают, все-таки, из профессиональных медиа, которые мультимедийны, конвергентны и, главное – независимы, поэтому и более надежны – им можно верить. А у нас это формируется стихийно, потому что откуда-то же надо брать информацию.
Развитие медиасферы без контроля государства – это главное условие для нормального развития общества. Есть законы, будут (без внешнего контроля) развиваться механизмы саморегулирования – этого вполне достаточно.
Свой проект «Так-Так-Так» мы именно для этого и задумывали – как место, куда граждане могут прийти, обозначить свою проблему, получить консультацию, как профессиональную – от юристов, так и от тех, кто уже просто решает или решил подобную проблему. А потом эти сюжеты могут становиться поучительными историями для нашей прессы. Так – от граждан – и будет формироваться информационная повестка дня.
Замысел, вроде, оказался прекрасным, а вот сообщество вокруг формируется сложно – наших сограждан волнует, прежде всего, защита их материальных прав, которые они зачастую друг от друга и защищают. Но знаете что? Если люди на коммунальной кухне плюют в кастрюлю друг другу, то проблема не только в их воспитании, а в том, что условия их жизни таковы, что они по-прежнему готовы душить друг друга из-за двух квадратных метров жилплощади. Вот потому и «Так-Так-Так» – вместе ищем решения наших проблем.
Интервью – Рита Харина.
PS Проект «Так-так-так» участвует в конкурсе The Best of Blogs в номинации Best Blog Russian. Будет здорово, если вы поддержите его и другого номинанта из Новосибирска – блог «Родинки на карте».