Создатель сериала «Секретные материалы» Крис Картер на съемках второго полнометражного фильма «[Секретные материалы: Хочу верить](http://www.imdb.com/title/tt0443701/)», говорят, установил какой-то совсем уж неслыханный режим секретности. На пробах актеры получили фальшивый сценарий, а потом каждый съемочный день получали только те страницы сценария, сцены из которых снимались. В конце дня эти страницы собирались и уничтожались.
То есть, как уже заметил внимательный читатель, авторы фильма сделали все, чтобы подробности сюжета не стали известны широкой публике до премьеры. По всему выходило, что Крис Картер собирается здорово удивить поклонников сериала.
Так оно, в общем, и вышло.
Вопреки справедливым ожиданиям, зрители увидят не фильм про инопланетян и скрывающем правду правительстве, а фактически семейную драму, фильм о кризисе веры. Свой подзаголовок картина полностью оправдывает: теме веры здесь уделено, пожалуй, максимальное внимание, начиная с постоянных разговоров о вере в любых ее проявлениях, заканчивая появлением в финальных кадрах трех монашек.
Безусловно, лукавый Крис Картер хотел удивить поклонников, но причина столь сильного отхода от привычных шаблонов, на мой взгляд, не только в этом. Изменились не «Секретные материалы», а – позволим себе банальность – время. Когда сериал появился на экранах в 1993 году, Америка наслаждалась первым годом нового президента-демократа, прервавшего двенадцатилетнее правление республиканцев. Позади – стратегическая оборонная инициатива, конец холодной войны, война в Персидском заливе. Новое время дарит новую надежду – надежду на то, что одинокий образованный идеалист в состоянии не только противостоять бюрократическому аппарату, но и, возможно, победить его.
Эпоха «Секретных материалов» закончилась с концом 90‑х. Теории заговора потеряли актуальность – «старший брат» уже не просто следит, а едва ли не управляет вашей жизнью, правительство уже не скрывает правду, а прямо фальсифицирует данные, формируя удобную ему реальность, боязнь инопланетян уступила место страху перед терроризмом.
Но сегодня, спустя 6 лет после выхода последней серии, «Секретные материалы» возвращаются на экраны. Возможно, Крис Картер вновь ощутил ветер перемен: руководивший страной 8 лет президент-республиканец уходит, его место с большой вероятностью займет молодой демократ, спецслужбы, кажется, растеряли остатки доверия нации и страна вновь мечтает о появлении идеалиста, способного в одиночку бороться с бюрократами и изменять мир.
Такой идеалист действительно появляется, правда, сильно постаревший, отпустивший бороду, с кризисом среднего возраста, кучей скелетов в шкафу и разочаровавшейся в отношениях супругой. Единственное, что не изменилось – его вера в свои идеалы.
Между прочим, впервые в сериале Малдер произносил фразу «Я хочу верить» не в связи с верой в существование инопланетян, как многие полагают, а совсем по другому поводу. В конце пилотной серии, разговаривая со Скалли о своей сестре, Малдер говорит: «Я хочу верить, что она жива».
Вслед за [Джоссом Уидоном ](http://metkere.com/2008/06/joss-whedon.html)Крис Картер как бы говорит нам: не важно, во что вы верите – в бога, в отпущение грехов, в торжество науки, в собственные силы, в снежного человека или в инопланетян – главное, не переставайте верить.