Уолтер Митти, живое воплощение аналогового устройства в цифровом мире, живет в мечтах, вызывая насмешки окружающих и сочувствие родственников. Фильм «Тайная жизнь Уолтера Митти» (в российском прокате жизнь названа невероятной, но невероятно здесь скорее невежество локализаторов) – это чертовски милое и отчаянно неровное произведение обо всем на свете. Почти как наш альманах.
Бену Стиллеру крупно повезло: ему в руки упали проект, с которым можно войти в историю, и персонаж, после которого актера перестанут называть Геем Факером. Фильм шел к экрану почти 20 лет, не рекорд в истории Голливуда, но, думаю, близко к этому. Идея фильма появилась у продюсера Сэмюэля Голдуина – сына того самого Голдуина, чье имя сохранилось в названии кинокомпании MGM – еще в 1994 году, за это время через проект прошли более-менее все комедийные актеры – Джим Керри, Оуэн Уилсон, Майк Майерс и даже Саша Барон Коэн – и куча больших режиссеров. Голдуин взялся за «Уолтера Митти» не просто так: первую экранизацию старого рассказа делал его батюшка. То есть, нужно понимать, что история эта, во-первых, очень личная, а, во-вторых, потрепана временем и производственным адом.
Получившийся результат – это как раз следствие двух обозначенных факторов. С одной стороны, это трогательное посвящение отцу и безграничной силе воображения. При этом вереница сценаристов оставила в итоговом фильме куски мало связанных друг с другом сюжетов: тут и история маленького человека в большой корпорации, и ода печатной прессе в цифровую эпоху, и признание в любви искусству фоторепортажа, и, наконец, по-детски наивное восхищение красотой планеты.
Эта эклектичность сильно раздражает (что объясняет многие критически отзывы), но придираться к ней не хочется. В конце концов, «Жизнь Уолтера Митти» – это фильм, где звучит боуиевская Space Oditty, которую в прошлом году пел на орбите Крис Хэдфилд, а за это можно многое простить. К тому же, главный герой – городской дурачок наяву и кумир миллионов во сне – это, давайте признаемся, довольно точный портрет многих из нас.
PS Плакаты с обложками старых выпусков LIFE, которые появляются в фильме, были созданы специально для него, в реальности таких обложек не было, хотя фотографии на них действительно взяты из архива журнала.