Фото: Майя Шелковникова.
Школа – это не только учреждение, где дети получают базовые знания, но и место, где они учатся любви, дружбе и приобретают вредные привычки. Не найдя поддержки со стороны родителей или просто постеснявшись что-то у них спросить, подросток ищет ответов в школе.
Сейчас в школе учат чему угодно, например, в начальной школе преподают историю, а обществознание и информатику дают уже пятиклашкам. Есть масса ненужных предметов, в частности, «основы выбора профессии». Предмет, допустим, нужный, но обычно не находится компетентного преподавателя, способного занять эту должность. В таком случае указку в руки берет учитель истории или английского; в общем, тот, кому нужны были лишние пара тысяч рублей в месяц. Поэтому в современной школе есть важные предметы вроде биологии, русского языка, географии, истории; есть важные, но абсолютно ненужные, например, математика (если говорить о тригонометрии, допустим) или физика; и есть совершенно ненужные, к примеру, профессиональное самоопределение, психология, музыка.
Чего же не хватает в школе? Ответов. Ученикам необходимы ответы на элементарные вопросы. В школах все почему-то очень стеснительные. Стесняются говорить о нормальных и естественных вещах. Для того, чтобы дать школьникам ответы, нужно проводить внеклассные занятия. И не просто проводить, а делать это своевременно.
Взять хотя бы традиционную беседу с ученицами о менструации. Не очень-то логично созывать всех восьмиклассниц в актовый зал и объяснять им, что такое месячные, и как пользоваться средствами личной гигиены. Конечно, в восьмом классе найдутся две-три девочки, у которых еще не было менструаций, но вот большинство стало способно к репродукции уже лет так в двенадцать, а кому-то не повезло еще в четвертом классе. Это еще полбеды. С тампонами девчушки еще как-нибудь да разберутся, с мамой можно поговорить, тут все не так уж и страшно. Самое смешное, когда приходят рассказывать одиннадцатиклассникам про контрацепцию. Можно ахать и охать, говорить, что и выпускникам рановато знать о таких вещах, но в сегодняшнем типичном одиннадцатом классе у 50–70% детей был сексуальный опыт, плюс имеются одна-две девицы, которые или уже обзавелись чадом, или ходят с пузом. Быть может, если бы эта беседа была проведена вовремя, глупые девочки не рожали бы в шестнадцать лет? Нужно вовремя объяснить детишкам, что сперматозоид может спокойно жить в уютном влагалище около пяти дней, дожидаясь момента овуляции, и поэтому целесообразней пользоваться средствами защиты.
Разумеется, школа считает, что это дело родителей, да только родители сыновей имеют обыкновение думать, что, если их сын оплодотворил какую-нибудь особу, то она сама виновата, а родители этих самых особ предпочитают думать, что их любимая дочурка будет хранить невинность до свадьбы.
Единственное, о чем беседы в средних общеобразовательных учреждениях проводятся вовремя – это беседы о правилах дорожного движения и о вреде курения и наркотиков. Но об этом родители и сами не устают твердить своим чадам. Сегодняшней школе не хватает ответов на вопросы, которые дети стесняются задавать сами. Сегодняшней школе нужно помнить, что стыдно только одно – стыдиться говорить о естественных вещах.