Удивительное дело – «[Темный рыцарь](http://metkere.com/2008/05/and-here-we-go.html)», фильм, которого все мы так ждали, не только не обманул ожидания, но и лишил дара речи, перевернул представления о кинематографе с ног на голову, а затем аккуратно поставил их на место.
Напомним, что в первом фильме «Бэтмен: Начало» (а теперь его действительно можно называть «первым», забыв о предыдущих [четырех лентах](http://metkere.com/2008/06/batmoney.html)), режиссер Нолан показал превращение мальчика в мужчину. Ко [второму фильму](http://metkere.com/2008/07/dark-knight.html) Брюс Уэйн подошел сформировавшейся личностью, героем Готэма, ролевой моделью и любимцем детей. Таким он остается до встречи с новым противником – социопатом Джокером, человеком без прошлого и обладателем сомнительного чувства юмора.
Терзаемый душевными метаниями Бэтмен и садист с мазохистскими наклонностями Джокер – это почти ин и ян, частица и античастица. Самодисциплина и принципы встретились с хаосом и инфантилизмом – результатом стали значительные разрушения города, смерть одних достойных людей и моральное падение других.
Неожиданное откровение, которое дарит фильм зрителям – оказывается, Кристофер Нолан снимает не очередную экранизацию комиксов о человеке в костюме летучей мыши. На самом деле, он пытается рассказать нам какую-то свою историю. В первом фильме мы видели наброски, штрихи будущей картины. «[Темный рыцарь](http://metkere.com/2008/08/400-millions.html)» добавил полотну цвета – который, впрочем, оказался весьма мрачным. Через несколько лет мы сможем увидеть законченное произведение, оперу в трех актах, исполненную во имя борьбы со злом. Борьбы, победитель которой, как выясняется, вопреки традиции не предопределен.
«Начало» был фильмом о чудесном рождении Бэтмена и о его ранних проповедях. «Темный рыцарь» стал историей о метафизической смерти Бэтмена за грехи человечества (ну, или одного человека). Очевидно, заключительная часть трилогии Нолана будет посвящена воскрешению героя.
Сага Нолана на этом, видимо, завершится, но легенда о Бэтмене только начинается – как мы знаем, после воскресения всегда начинается самое интересное.